Это емкое слово — СВАЗАРМ
ДОСААФ СССР поддерживал и укреплял дружественные связи со многими оборонными организациями социалистических стран. Среди них — «Спорт и техника» в ГДР, «Лига обороны страны» в Польше, «Союз содействия армии» в Чехословакии, «Венгерский оборонный союз» в Венгрии, «Организация по военно-технической подготовке населения» в Болгарии, «Общество содействия обороне» в Монголии.
По советской модели
Аббревиатура СВАЗАРМ появилась в Чехословакии в 1951 году, и эта дата далеко не случайна: как раз тогда в Советском Союзе объединились в ДОСААФ три оборонных общества. Именно советская модель была взята за основу – пожалуй, за исключением флота, ибо Чехословакия не являлась морской державой. В ноябре правительство приняло соответствующий закон, состоялось первое заседание Центрального комитета СВАЗАРМа. Его позиции укрепились после принятия годом позже еще одного закона — о реорганизации военного образования.
Выстраивалась четкая пирамида: первичные организации, районные советы, областные комитеты, а на вершине – ЦК. В новую организацию принимали с 14 лет. Под ее крыло переходили уже существовавшие автоклубы, аэроклубы и так далее. Одновременно свазармовцы были обязаны участвовать в профильных cпартакиадах, первомайских парадах, празднованиях освобождения Чехословакии и других мероприятиях.
Вот характерное сообщение о том, как 19 октября 1952 года в Праге состоялся расширенный пленум ЦК Союза чехословацких радиолюбителей. Выступавшие отмечали, что создание СВАЗАРМа направлено «на воспитание новых патриотов, способных защитить нашу страну, если это необходимо». В тексте подчеркивалось: «Примером будет опыт советского ДОСААФа. Хорошая работа радиолюбителей лучше всего служила обороне Советского Союза и во время победы в Великой Отечественной войне».
В определенных областях граждане могли заниматься любимым делом едва ли не исключительно в структурах СВАЗАРМа – это касалось кинологов, стрелков, летчиков, радиолюбителей. Несмотря на привязку к армии, полученные навыки были нужны и в гражданской жизни — например, курсантам автошкол.
Процесс становления можно рассмотреть на примере городка Кийов. Районный комитет здесь был создан в 1951 — 1952 годах путем передачи ему аэроклуба, автоклуба, подразделений Федерации почтовых голубей, Союза радиолюбителей и Кинологического союза. За короткое время здесь получили развитие стрельба, парашютный и авиамодельный спорт. К концу 1953-го на территории муниципалитетов района функционировали 18 первичных организаций, объединявшие 1165 членов. А в 1959-м насчитывалось уже 62 первички, где на учете состояли 4850 человек.
О том, какую популярность обрел «Союз содействия армии» в дальнейшем, легко судить по характерным деталям. В Праге массовые выступления свазармовцев проходили на Страговском стадионе, поле которого считается самым большим в мире: его площадь 63 000 квадратных метров. Фактически на окраине столицы располагалось принадлежавшее СВАЗАРМу летное поле, на месте которого впоследствии функционировал аэропорт «Точна».
В 1985 году в «Союзе содействия армии» насчитывалось около миллиона членов, 60 процентов из которых были моложе 35 лет.
Взаимная польза от содействия
Насколько тесной и продуктивной была связь с чехословацкой армией? Например, специализированное подразделение СВАЗАРМа в Кошице служило подготовке будущих пилотов ВВС. Обучаемые получали как минимум 20 часов практики полетов на планере и 40 часов – на самолете с мотором, а также проходили необходимый теоретический курс. Пользовалась популярностью коротковолновая радиосвязь, благодаря чему в армейские части поступали операторы с базовыми навыками.
В свою очередь, в обратном направлении для нужд «Союза содействия армии» шла необходимая техника. И не сказать чтобы совсем старая. Так, первый экземпляр самолета C-11 (аналог Як-11) был построен по лицензии на предприятии в Куновице в 1953-м. Менее чем через полгода его передали в ВВС ЧССР, а уже в 1958-м он находился на балансе СВАЗАРМа. То же можно сказать и об армейской модели автомобиля «Шкода», который был выпущен в 1949-м, а пополнил автопарк СВАЗАРМа в 1960-м.
В англоязычных источниках доводилось видеть сообщения о том, будто в чехословацкой армии не всегда были довольны качеством военной подготовки призывников. Отчасти оттого, что она составляла всего 25 часов в год, а сами инструкторы могли не обладать необходимой квалификацией. Вместе с тем идеологические противники констатировали: участие в «Союзе содействия армии» являлось необходимым критерием при отборе личного состава в войска специального назначения.
По страницам книг и журналов
Нельзя не уделить внимание связям ДОСААФ с чехословацким собратом. В номере 5 журнала «За рулем» за 1975 год Ян Махай представлял СВАЗАРМ советскому читателю: «Сейчас это одна из массовых общественных организаций трудящихся, входящих в Национальный фронт, возглавляемый Коммунистической партией… Из воспитанников оборонного общества ЧССР вышли многие мотогонщики, гаревики, спортсмены, снискавшие себе известность на чемпионатах мира и Европы… Особенно широкого размаха военно-патриотическая деятельность СВАЗАРМа достигла в дни подготовки к 30-летию победы над фашизмом. В городах и селах, на предприятиях и в учреждениях прошли многочисленные встречи молодежи с ветеранами 1-го Чехословацкого армейского корпуса, были организованы автопробеги по местам боев, многие свазармовцы провели митинги, возложили цветы у памятников героям…»
Более деловая информация содержалась в № 1 журнала «Радио» за 1972 год. Феодосий Вишневецкий, руководитель делегации ДОСААФ, рассказал о том, как по приглашению СВАЗАРМа она приняла участие в международной выставке «АВРО-Прага-71», организованной в честь 50-летия КПЧ и 20-летия оборонного общества Чехословакии. Гости посетили еще такие организации СВАЗАРМа, как издательство «Магнет», редакция журнала «Аматерске радио».
Автор писал: «Интересной особенностью Hi-Fi-клуба СВАЗАРМ является то, что при нем организован (на хозрасчетных началах) небольшой завод, на котором разрабатываются и изготавливаются аппаратура и наборы радиодеталей, узлов и блоков, предназначенных для радиолюбителей. Все изделия этого завода реализуются через специальный магазин СВАЗАРМ. В Центральном радиоклубе СВАЗАРМ также ведутся разработки различной аппаратуры для радиолюбителей». Кроме того, указывалось, что самодеятельным радиолюбительским коллективам (например, «Радиограду» в Теплице) «Союз содействия армии» дотирует 50 процентов затрат.
К слову, хозяйственная деятельность чехословацких друзей касалась не только радиоаппаратуры. На предприятиях СВАЗАРМа изготавливали, например, такую деталь, как латунный поршень с манжетой для винтовок спортивного варианта. Клубы оборонной организации ЧССР в 1980-е годы получили право на внедрение компьютерных игр, что дозволялось не каждому.
В издательстве ДОСААФ выпускались переводные книги. Например, в 1980 году увидел свет на русском языке труд Иржи Калины «Двигатели для спортивного моделизма». В аннотации отмечалось: «Значительное место в книге отведено опыту работы по совершенствованию модельных двигателей в научно-исследовательском экспериментальном центре моделизма СВАЗАРМа ЧССР в Брно».
Связи многосторонние и двусторонние
Совместных акций было множество. Иногда они проходили в рамках международных форумов, где были представлены и другие страны Варшавского договора. Так, по инициативе ЦК ДОСААФ СССР в Волгограде в августе 1978 года был проведен сбор призывной молодежи социалистических стран. Спортсмены, представлявшие оборонные организации со всей Восточной Европы, состязались на «Кубке дружбы социалистических стран» по спидвею или в ралли «За мир и дружбу».
Но насчитывалось и немало мероприятий, носивших двусторонний характер. Взять хотя бы автопробег Москва – Прага в 1970-м в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 25-летия Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Чехословакии. И ДОСААФ, и СВАЗАРМ были представлены заместителями председателей своих организаций, которые в пунктах остановки участвовали в митингах, принимали хлеб-соль от гостеприимных хозяев.
Имел место обмен подарками. Еще в 1955-м самолет Як-12Р поступил от ДОСААФ в адрес родственной организации. Он эксплуатировался в течение нескольких лет, а затем стал экспонатом музея на аэродроме «Кбели» близ Праги. В свою очередь, в 1977-м, в честь 60-летия Октябрьской революции, упоминавшийся уже чехословацкий самолет C-11 был передан советскому добровольному обществу. В наше время его можно было увидеть в музее ВВС в Монино.
Заметным событием в жизни двух структур стали традиционные «Слеты друзей «Явы». Они объединили мотоциклистов, и в № 9 того же журнала «За рулем» за 1984 год легко отыскать репортаж об очередном свидании друзей – на этот раз во Владимире: «Больше всех симпатий завоевали свазармовцы Ческе-Будеевице. Накануне при возвращении в закрытый парк повредила ногу девушка из их команды Эрика Брандлова. Превозмогая боль, вывела она на старт свою машину и тронулась в путь. Нужно было видеть, как самоотверженно помогали ей ребята и как мужественно вела себя Эрика».
А напоследок – об инициативе досаафовца из Ялты Адольфа Зиганиди и его товарища, имевшей место еще в 1960-е. Познакомившись благодаря любви к мотоциклам с чехословацкими коллегами, они получили приглашение посетить эту страну. И хотя визит носил частный характер, энтузиасты за свой счет изготовили буклет с посвящением «Автомотоклубу города Пршибрам от Ялтинского мототехнического клуба ДОСААФ». И заглянули в центральный автомотоклуб СВАЗАРМа, где были гостеприимно приняты. История нетипичная (обычно в поездку отправлялись организованные делегации), но забавная.
Вместо эпилога
Политические события в Чехословакии, которые привели к образованию самостоятельных государств Чехия и Словакия, не могли не сказаться и на СВАЗАРМе. 24 марта 1990 года он был переформатирован в «Ассоциацию технических видов спорта».
Святослав БОРИСОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ