«Летающий танк» — штурмовик Ил-2
Штурмовик Ил-2 наравне с Т-34, «катюшей» и пистолетом-пулеметом ППШ по праву является одним из символов нашей Победы. История же Ил-2 начиналась так.
В феврале 1938 года конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (30.03.1894 – 09.02.1977) обратился в правительство с предложением, он писал, что «при современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня, который будет направлен на штурмовую авиацию, она будет нести очень крупные потери. Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика, или, иначе говоря, летающего танка, у которого все жизненные части бронированы. Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело».
Предложение авиаконструктора было одобрено, ему было предписано в кратчайшие сроки разработать новую машину. 2 октября 1939 года первый опытный образец будущего «летающего танка» Ил-2, ведомый летчиком-испытателем Владимиром Константиновичем Коккинаки, поднялся в воздух.
Весной 1941 года завод № 18 в Воронеже освоил выпуск Ил-2. К 20 июня 1941 года в ВВС было передано 84 штурмовика. Из них 63 экземпляра получил 4-й ближнебомбардировочный полк (впоследствии – 4-й штурмовой авиаполк). При переучивании были отказы: у одного Ил-2 отказал мотор, но летчик посадил самолет. У другого штурмовика не выпустилось шасси. По инструкции надо было покинуть самолет, но летчик сумел посадить машину «на брюхо». При расследовании заводскими представителями предписание о покидании самолета, если шасси не выпускается, было отменено.
Однако освоить Ил-2 личный состав 4-го штурмового авиационного полка (ШАП) не успел. Такое же положение было в 61-м и 215-м авиаполках, получивших некоторое количество Ил-2. Началась война. На пятый день войны 4-й ШАП вылетел на фронт.
О том, как 4-й штурмовой авиаполк начинал воевать, повествует Герой Советского Союза В. Б. Емельяненко, совершивший 92 боевых вылета на Ил-2. 27 июня задача на первый боевой вылет Ил-2 ставилась так: «Втроем полетите на разведку боем в район Бобруйска. Что увидите восточнее реки Березины, не трогать, а западнее – бить».
Как обращаться с вооружением, летчиков не успели толком обучить. Под каждым Ил-2 висели по восемь реактивных снарядов РС-82. Летчик одного из Илов сел в кабину и начал вспоминать, как устанавливается сбрасыватель для пуска «эрэсов» и сбрасывания бомб. Вдруг заметил инженера полка, махнул ему. Тот подбежал и получил вопрос:
– Как установить сбрасыватель на бомбометание?
– А как собираетесь бомбить: одиночно, серией или залпом?
– А бес его знает! Как обстановка покажет…
– Ну тогда лучше поставим на «одиночно». – И инженер повернул рукоятку на нужное деление.
– А сбрасыватель «эрэсов»?
Инженер снова покрутил рукоятку с делениями вправо, влево… Смутился:
– Вот что, товарищ капитан, вы минуточку подождите, а я позову заводского инженера…
Но ждать было некогда. Летчик запустил двигатель и порулил на старт. Инженеры все же догнали приостановившийся самолет и в оба уха прокричали летчику про сбрасыватель «эрэсов» и как прицеливаться.
Первый боевой вылет был вполне удачным. Все вернулись. Они отштурмовали противника, но на всех самолетах были следы от пуль и снарядов. На одном из Илов фюзеляж превратился в рванину и был залит маслом. Стало ясно, что в летящий невысоко штурмовик будут стрелять всегда из всего.
Второй пример. На 22 июня 430-й штурмовой авиаполк особого назначения уже имел 22 самолета Ил-2, так как он формировался на базе НИИ ВВС КА. Там эти самолеты проходили испытания. Боевые действия 430-й полк начал у Орши. Первый вылет девяти Ил-2 состоялся 5 июля. Девятку вел А. К. Долгов. Он отдал приказ штурмовать противника. Бомбы замедленного действия покрыли почти всю площадь с танками. Потом пошли в ход «эрэсы» и огонь из пушек и пулеметов. После налета возникло много очагов пожара.
Между тем появились потери Ил-2 от истребителей. В связи с этим следует отметить, что, к сожалению, идея о серийной постройке двухместного штурмовика в свое время не нашла поддержки. Летчик-испытатель П. М. Стефановский об этом писал: «Опытный экземпляр самолета был построен в двухместном варианте. Экипаж состоял из летчика и сидящего к нему спиной стрелка-радиста, который должен был защищать заднюю полусферу. Последнее (…) обеспечивало пилоту возможность не отвлекаться от штурмовки в условиях противодействия истребителей противника», но серийные самолеты решили строить одноместными. В начале 1942 года была проведена конференция по Ил-2. Пожелания летчиков сводились к необходимости выпуска двухместного самолета, к усилению пушечного вооружения и к увеличению мощности двигателя. В 1942 году Ил-2 стали выпускать двухместными.
Перед концом войны до личного состава была доведена статистика по живучести наших самолетов. Среднее количество боевых вылетов на потерю составляло: истребитель (Як-1, Ла-5) – 60 – 70, бомбардировщик (Пе-2, А-20) – 80 – 90, ночной легкий бомбардировщик (По-2, Р-5) – 350 – 400, штурмовик Ил-2 – только 26!
Теперь предоставим слово противнику, а он высоко оценил советский штурмовик Ил-2, назвав его «черной смертью». Немецкий генерал В. Швабедиссен после войны писал, что броня Ил-2 выдерживала попадание малокалиберных зенитных снарядов, осколков и бронебойных пуль. Даже под непрерывным огнем Ил-2 делал свое дело. Особенно опасным был этот штурмовик для разведывательного самолета Focke-Wulf Fw-189, так как его пулеметы были бессильны против брони этого русского самолета.
Вооружение штурмовика было разнообразно. Оно состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС с 750 патронами на каждый ствол, двух 20-мм пушек ШВАК или 23-мм пушек ВЯ с 200 снарядами на каждую и одного оборонительного 12,7-мм пулемета БС или УБТ. Иногда вместо 20- или 23-мм пушек устанавливались две 37-мм пушки с 80 снарядами на каждую. Поясним, что аббревиатура ШКАС означает: «Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный»; ШВАК: «Шпитального — Владимирова авиационный крупнокалиберный»; ВЯ: «Волков — Ярцев»; БС: «Березин Синхронный»; УБТ: «Универсальный Березина турельный».
На внешних узлах подвески самолета устанавливались направляющие для пуска ракет калибра 82 мм, а впоследствии калибра 132 мм. Ракеты имели осколочную, бронебойную или фугасную боевую часть. Бомбовая нагрузка составляла от 200 до 600 кг. Легкие осколочные бомбы были очень эффективными, и немцы их опасались больше, чем тяжелых бомб, сбрасываемых с бомбардировщиков.
Командир немецкой 52-й истребительной эскадры Дитрих Храбак был поражен живучестью Ил-2. Слова его об Ил-2 приводят американские исследователи: «Я летел в составе моей эскадрильи и видел, как Ме-109 атаковал одиночный Ил-2. Атака за атакой он расходовал боезапас с кратчайших дистанций по этому русскому самолету. Однако Ил-2 невозмутимо продолжал лететь. Я остолбенел и запросил по радио летчика Ме-109: «Что у вас происходит?» Летчик ответил, что «этого дикобраза» никак не получается сбить. Храбак заключил свой рассказ так: «Я не видел другого самолета, который мог бы выдержать такой обстрел и еще держаться в воздухе, как Ил-2».
Дополним педантичных немцев. Известно, что эффективными в борьбе с танками оказались противотанковые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5-1,5 весом 1,5 кг. Ил-2 брал до 192 таких бомб. Сбрасывая их с высоты 75 – 100 метров, Ил-2 поражал бронетехнику в полосе шириной около 15 метров и длиной до 70 метров. При попадании в цель ПТАБ пробивала броню до 70 мм. Ил-2 с этими бомбами впервые применили в битве на Курской дуге.
Накануне праздника Победы нельзя не сказать об одном из крайних боевых вылетов наших Ил-2. Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик А. Н. Ефимов вспоминал: «Наши Ил-2 выполняют боевое задание, но какое! Увидев самолеты с красными звездами, гитлеровцы отбегают подальше от дороги. Нет, мы их не трогаем. Облетев колонну, разворачиваемся на обратный курс. Тысячами белых голубей разлетаются наши листовки с предложением о капитуляции. В них разъясняется, что Берлин взят и над Рейхстагом уже развивается Красное знамя Победы».
Основные данные Ил-2 были таковы: масса – до 6 тонн, скорость – 400 км/ч, дальность полета – 740 км, потолок – до 7500 м. Двигатель АМ-38(Ф) – до 1660 (1760) л. с.
Ил-2 – самый массовый самолет в истории боевой авиации. Серийное производство штурмовика продолжалось до 1945 года, всего было выпущено 36183 экземпляра. Этот самолет по праву считается лучшим штурмовиком Второй мировой войны.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ