Все начиналось с заботы о солдатах
Оборонная организация, которую принято было называть польским аналогом ДОСААФ, появилась в несколько иных условиях, чем в других странах социалистического лагеря. Прежде всего потому, что процесс начался еще в ходе Второй мировой войны
В августе сорок четвертого
Строго говоря, различные общественные структуры существовали даже в довоенную пору – например, Морская и колониальная лига, которая в момент упразднения в 1939 году насчитывала порядка миллионов членов. В 1944-м она возродилась как Морская лига, но для нашего повествования куда важнее, что в тот год на волне патриотического подъема начали повсеместно возникать комитеты заботы о раненых и больных солдатах.
Первой ласточкой стало созданное в августе Товарищество друзей солдата, а в ноябре было утверждено Временное центральное руководство ТДС. В 1950-м оно объединилось с Товариществом друзей добровольного резерва гражданской милиции и с Польским союзом коротковолновиков, в 1953-м сюда добавились Морская и Авиационная лиги. Так возникла единая оборонно-патриотическая организация — Лига друзей солдата.
Генеральный директор предприятия «Поль-Мот» Зигмунд Дрозда писал в номере 4 журнала «За рулем» за 1975 год: «Лига направляла свои основные усилия на то, чтобы развивать в народе чувство патриотизма и интернационализма, любви и уважения к Войску Польскому, к Советской Армии. Однако непрерывно меняющаяся обстановка требовала большего. Необходимо было нести населению сведения об организации обороны, о защите от оружия массового поражения. Нужно было готовить молодежь к службе в Вооруженных Силах».
И в 1962-м, после того, как из Лиги друзей солдата выделились Авиационная лига и Польский союз коротковолновиков, она была преобразована в Лигу обороны страны. Целью ЛОС являлось создание широкой сети территориальных отрядов самообороны. В кратчайшие сроки возникло более шести тысяч таких отрядов, которые объединяли 150 тысяч граждан. Одновременно была сделана ставка на постоянную работу с офицерами запаса.
За лошадью на мотоцикле
Если вести отсчет руководителей оборонной организации с 1962-го, то самым первым стал бригадный генерал Францишек Кислярчик. Подобно коллегам из немецкой ГШТ, прежде он был воином-интернационалистом в Испании. У ряда его преемников прослеживалась связь с нашей страной. Вацлав Джагас и Зигмунт Хущица волей обстоятельств какое-то время жили в СССР. Последний, к слову, 9 мая 1985 года возглавлял польскую делегацию ветеранов и военнослужащих, которые приняли участие в праздновании 40-й годовщины Победы на Красной площади в Москве. А Тадеуш Тучапский после войны был адъютантом Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, когда тот в Польше занимал пост министра национальной обороны.
Члены ЛОС устраивали походы по местам боев Советской Армии и Войска Польского, осуществляли уход за кладбищами и солдатскими могилами. Но не только история сражений с фашизмом объединяла молодежь из двух держав. Полковник Витольд Конвинский, возглавлявший отдел связи Главного правления ЛОС, говорил: «Для польских радиолюбителей и радиоспортсменов 1975 год, когда отмечается тридцатилетие Великой Победы, становится настоящим годом активности. Они делают все для того, чтобы еще больше укрепить связи с нашими советскими друзьями и полностью осуществить программу, намеченную VI общепольским съездом ЛОС… Программа участия Лиги в празднованиях охватывает период с мая 1974 года по май 1975 года. Особое место в этих мероприятиях занимают международные соревнования, встречи польских радиолюбителей с советскими друзьями. Польские коротковолновики активно участвуют в Международной экспедиции «Победа-30».
Разумеется, делегации из Польши приезжали в нашу страну за опытом работы еще в 50-х. В свою очередь, ДОСААФ СССР направлял своих представителей для оказания помощи создающимся братским оборонным организациям.
Со времен существования Лиги друзей солдата вошли в практику совместные автомотопробеги. Газета «Трибуна люду», описывая однажды движение колонны советских водителей, использовала образное сравнение: «Спутник Дружбы» вышел на орбиту вокруг Польши». И символично, что первыми спортсменами, награжденными почетным знаком ДОСААФ СССР, стали мастера спорта Борис Панферов и Павел Нежутин, которые отличились во время пробега по маршруту Москва — Варшава — Москва в мае 1958-го. Когда колонна прибывала в город Пултуск, встречать ее вышло множество местных жителей. И тут на толпу понеслась лошадь, запряженная в повозку и почему-то оставшаяся без кучера. Мотоциклисты бросились за ней: один находился за рулем, а второй сумел на ходу перепрыгнуть в повозку и удержать вожжи.
Ракетный бум
На Лигу обороны страны были возложены различные задачи. Она проводила примерно 50 тысяч военно-патриотических мероприятий — массовых манифестаций, конкурсов, викторин, олимпиад, военных игр — в год с общим охватом 2,5 миллиона человек.
«Знак готовности к обороне» ежегодно получали 200 тысяч юношей и девушек. Вообще символике уделялось немалое внимание. Естественно, существовал членский знак, были выпущены бронзовый знак «Заслуженный активист Лиги обороны страны», памятный знак к 25-летию ЛОС, медаль «За заслуги перед Лигой обороны страны» и так далее.
Показательно, что с 1965 года лига работала по принципу самофинансирования, зарабатывая средства для уставной деятельности. Немалый доход приносило обучение водителей, и по состоянию на 1985 год в Польше насчитывалось 250 специализированных центров. Кроме того, функционировало около 30 тысяч клубов и секций по другим направлениям.
Любопытно, что еще в год полета первого человека в космос в Кракове тогда еще Лигой друзей солдата были созданы Центральные курсы инструкторов ракетного моделизма. Следом был объявлен конкурс на лучшую конструкцию двигателя для моделей ракет. А в 1962-м уже ЛОС вместе с министерством просвещения и редакцией журнала «Моделяж» организовала конкурс масштабных моделей-макетов, посвященный перспективам космических полетов. Было представлено несколько тысяч вариантов. Интерес к этой теме не спадал долго: в 1971 — 1972 годах ракетным моделизмом в Польше занимались 20 процентов молодежи. Правда, это суммарные данные, касавшиеся ЛОС, Союза польских харцеров и Аэроклуба ПНР.
Про более традиционный радиоспорт уже говорилось, но можно добавить, что широкое распространение получила организация двух- или трехдневных соревнований-учений с использованием радиостанций малой мощности. Например, в 1974 году в них участвовало около 200 радиостанций. Одновременно в массовых масштабах проводилась техническая подготовка населения, которую ежегодно проходили от 15 до 17 тысяч человек.
В период с 1945 по 1989 год существовало тесное сотрудничество между Министерством национальной обороны и Лигой национальной обороны (или ее предшественниками). Шел отбор кандидатов для унтер-офицерских школ, подготовка специалистов для Войска Польского. Заказ министерства неуклонно выполнялся, но после 1989 года контакты стали слабеть.
Вместо эпилога
Деятельность структуры продолжалась и после распада социалистического лагеря. В последней редакции устава, принятой 6 мая 2011 года, лига позиционировалась как общенациональная, патриотическая ассоциация, собирающая граждан в своих рядах, стремящихся усилить защиту Республики Польша и готовых защищать ее.
В этот период происходила адаптация к требованиям рынка, организационная и кадровая реструктуризация. Появлялись новые направления: так, по инициативе ЛОС в 1996-м состоялись первые национальные компьютерные чемпионаты школьной молодежи, и с тех пор они стали ежегодными. Вместе с тем лига охватывала не только подрастающее поколение: к 70-летию организации, которое отмечалось в 2014-м, молодежь составляла примерно половину от 131 796 членов.
Святослав БОРИСОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ