Топмачтовое бомбометание, или «Штыковая атака» самолёта на корабль
Из истории советской морской авиации
Примерно за год до окончания Великой Отечественной войны на советских флотах получил широкое распространение метод топмачтового («прыжкового») бомбометания. В нем использовалась особенность авиабомб рикошетировать от водной поверхности. Этот метод был опробован еще в 1920-х годах, но не получил развития из-за отсутствия самолетов, обладающих достаточно высокой скоростью, грузоподъемностью и мощью переднего огня. Название «топмачтовое» появилось из-за того, что в последний момент атаки самолет, чтобы не врезаться в корабль, должен был пролететь над ним. Для этого летчик, выполняя прицеливание по центру линии соприкосновения корпуса корабля с водой (ватерлинии), должен был не выпускать из внимания и топмачту.
Сущность же метода заключалась в том, что самолет атаковал корабль с малой высоты (20 — 40 метров) и сбрасывал бомбу или серию бомб на удалении от цели 250 — 300 метров. Затем «перепрыгивал» через корабль и уходил от него. Бомба рикошетировала от воды, поднимаясь на высоту 6 — 8 метров, и попадала в цель. Для безопасности самолета взрыватель срабатывал с задержкой 4 — 6 секунд.
Топмачтовый метод имел преимущества перед другим, тоже эффективным методом уничтожения кораблей – «низким» торпедометанием, когда торпеды, сбрасываемые на расстоянии 600 — 800 метров от корабля, преодолевали дистанцию за 30 — 40 секунд. Однако иногда этого времени кораблю хватало для успешного совершения противоторпедного маневра. Падение же бомбы занимало всего 2 — 3 секунды. Сбрасывание бомб производилось на максимальной скорости, что снижало вероятность поражения самолета от корабельной противовоздушной обороны (ПВО). Торпеда во избежание ее повреждения должна была сбрасываться на скорости 230 — 370 км/ч. Волнение моря влияло лишь на расстояние рикошета бомбы, тогда как торпедометание при волнении моря свыше 4 — 5 баллов было невозможно, опять же – по техническим причинам. И наконец, обычная бомба всегда была намного дешевле торпеды.
Метод топмачтового бомбометания не раскрывался союзниками перед советскими морскими летчиками. Сами они считали его слишком рискованным и применяли нечасто. В конце 1943 года советская морская авиация приступила к самостоятельному освоению топмачтового бомбометания. Подготовка экипажей проводилась на специально оборудованных морских полигонах. Поначалу новый метод бомбометания вызывал у экипажей недоверие. Вход в атаку им казался слишком сложным, а некоторые летчики считали, что слишком высока вероятность столкнуться с собственной бомбой или быть сбитым средствами ПВО. Ведь в ходе атаки самолет должен был преодолевать огонь с атакуемого корабля, а если корабль шел в составе группы, то огонь всей группы. В то же время экипаж, находясь на боевом курсе, не должен был маневрировать.
Исследования и практика показали, что для топмачтового бомбометания лучше всего применять штурмовики Ил-2 и Ил-10, принятый на вооружение в середине 1944 года, а также лендлизовский бомбардировщик А-20 «Бостон». Боевая живучесть А-20 была значительно меньше «Илов», поэтому он применялся в бомбометании по кораблям со слабой ПВО.
В ВВС ВМФ была подготовлена большая группа летчиков-топмачтовиков. Среди них наиболее известны дважды Герои Советского Союза С. С. Гуляев и Н. В. Челноков, а также А. И. Жестков, И. Б. Катунин, А. Е. Мазуренко, В. И. Минаков, Д. В. Осыка, Г. В. Павлов, И. В. Тихомиров и Ф. Н. Тургенев.
Штабом авиации ВМФ была разработана инструкция по топмачтовому бомбометанию. В ней давались рекомендации по каждому из трех возможных вариантов поражения кораблей: 1) попадание бомбы с рикошета; 2) прямое попадание в корабль; 3) взрыв бомбы под килем корабля. Обращалось внимание, что при сбрасывании бомб с высот менее 15 метров имеется опасность поражения самолета рикошетом бомбы, кроме того, при рикошете бомба может перелететь через цель, не поразив последнюю. Напоминалось, что полет на высоте 15 метров и ниже является сложным для пилотирования, особенно при зеркальной поверхности воды. С другой стороны, инструкция предупреждала, что при сбрасывании бомб с высот 40 и более метров рикошет отсутствует и бомба, зарываясь в воде, проходит ниже корабля.
Первые боевые полеты советских топмачтовиков показали высокую эффективность избранного способа борьбы с вражескими кораблями. Наши летчики сразу окрестили топмачтовое бомбометание авиационной «штыковой атакой». Она требовала от экипажей большой самоотверженности и мастерства.
Вначале фашисты считали, что топмачтовики — это «низкие» торпедоносцы, сбрасывающие торпеду на низкой высоте без стабилизирующего парашюта. Корабли рассредоточивались, что было на руку топмачтовику, так как ему было легче выбрать достойную цель, а ПВО кораблей ослаблялась. Однако вскоре немцы «исправились» и стали встречать наших топмачтовиков организованным огнем, а позднее для противодействия атакам ими выстреливались вверх и в сторону атакующего самолета специальные мины, опускавшиеся на небольших парашютах.
Наши летчики в ответ на это начали применять совместно с топмачтовиком группы самолетов, атакующие корабли другими способами, отвлекая противника от главного исполнителя атаки.
Успехом пользовался и изобретенный нашими морскими летчиками метод связки «топмачтовик – «низкий» торпедоносец». В это время морская авиация союзников, как правило, использовала известный всем «звездный налет» — нанесение удара по цели группой самолетов при одновременном заходе на цель с разных направлений или через определенные промежутки времени.
Почин применения в советской морской авиации метода топмачтового бомбометания принадлежит летчикам Черноморского флота. Первый большой успех советских топмачтовиков имел место 25 апреля 1944 года. Тогда группа из 12 самолетов Ил-2 47-го штурмового авиаполка атаковала крупный конвой в составе двух барж, буксира с лихтером (разновидность баржи) и трех катеров. Почти весь конвой был разгромлен.
На Северном флоте первая топмачтовая атака была проведена 13 мая 1944 года в районе порта Киркенес, а на Балтийском флоте топмачтовики на Ил-2 первый удар нанесли 16 мая 1944 года в 25 км севернее острова Асери.
Генерал-майор авиации Валентин Григорьевич Рог в 1998 г. вспоминал: «В Севастополе мы выполняли топмачтовое бомбометание. После взятия Севастополя из сорока экипажей полка осталось четыре. Топмачтовое бомбометание – это особая статья. (…) Атаковали корабли конвоя с дистации 200 — 250 метров на высоте 10 — 15 метров. Перед глазами атакующего стоит сплошная стена огня. Но и впечатление немцев я тоже представляю. На тебя, стоящего на палубе, несется прямо в борт, как на таран, самолет. Сбрасывает бомбу. Она рикошетирует, и у летчика есть только три секунды, чтобы «перепрыгнуть» через корабль. После такого, образно говоря, «прыжка» бомба взрывается, проломив борт судна. Вероятность поражения 90 процентов. Это выше чем у современного высокоточного оружия. Потому что ты направляешь эту бомбу по центру борта. Не было ни одной неуспешной атаки. Мы обязательно топили один — два транспорта. А что значит потопить один — два транспорта во время эвакуации немцев, когда они бежали из Крыма? Это – уничтожить тысячи солдат и офицеров противника. А я лично и группой потопил восемь транспортов. (…) Когда мы действовали в Крыму, был приказ коммуникации между Крымом и базами Румынии и Болгарии перерезать. Действовали наши катера, но главным средством были самолет».
Метод топмачтового бомбометания в современных условиях, конечно, неприменим. ПВО корабля еще на дальних подступах с вероятностью 100 % собьет топмачтовик. Но на вооружении имеются противокорабельные авиационные крылатые ракеты класса «воздух — корабль». Вероятность поражения ими корабля оценивается 0,6 — 0,8, то есть не дотягивает до цифры, названной В. Г. Рогом, – 0,9! Разве что новое российское оружие «Кинжал» способно топить корабли противника так же неотвратимо, как Ил-2 в штыковой атаке. Поэтому «Кинжал» продолжает традицию «авиационного штыка».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ