Как 100 лет назад проходила реформа в авиации
После кончины В. И. Ленина в январе 1924 года в руководстве страны развернулась борьба за власть между Иосифом Виссарионовичем Сталиным и Львом Давидовичем Троцким. Центральный комитет партии большевиков, руководимый Сталиным, инициировал в феврале 1924 года военную реформу. В это время за наркомом военных и морских дел и председателем Революционного военного совета (РВС) Л. Д. Троцким стояла большая часть руководимой им Красной армии.
На февральском Пленуме партии 1924 года был поставлен вопрос о положении в вооруженных силах. Проверявшая армию и флот комиссия доложила, что армия небоеспособна, и обвинила в этом РВС и лично Троцкого. Его заместитель Э. М. Склянский, отвергая обвинения, сослался на недофинансирование Красной армии. Однако Сталин указал на неумение руководства РВС организовать работу: «Дело не в порядке выдачи ассигновок или недостатке кредитов, а в организационной стороне дела, вопрос в дефектах организационного характера». В этом ключе на Пленуме и была принята резолюция, согласно которой необходимо было произвести реорганизацию центрального аппарата армии и флота к середине апреля 1924 года. Началась замена командиров и комиссаров — сторонников Троцкого на командный состав, поддерживающий «генеральную линию партии», т. е. концепцию Сталина.
9 февраля 1924 года Пленум партии выработал указания, в которых устанавливались основные принципы реорганизации аппарата управления вооруженными силами: 1) максимальное упрощение; 2) устранение параллелизма и бюрократизма; 3) поднятие ответственности низших инстанций; 4) разгрузка центральных органов; 5) приспособление организации мирного времени к организации военного времени; 6) точное разграничение функций отдельных управлений; 7) выделение из Штаба исполнительных функций и обеспечение функций планирования; 8) максимальное сокращение штатов; 9) поднятие квалификации аппарата; 10) децентрализация системы снабжения; 11) объединение снабжения в едином органе.
14 марта 1924 года «вследствие затяжной болезни» Л. Д. Троцкого (официальное объяснение его фактического бездействия) состоялось назначение Михаила Васильевича Фрунзе заместителем председателя РВС СССР. Он стал фактическим руководителем Красной армии. Бывший заместитель Склянский был вскоре переведен на гражданскую работу. Тем не менее в органах военного управления и вообще в армии оставалось много троцкистов.
С приходом М. В. Фрунзе стиль управления в РККА стал кардинально меняться. В ВВС тоже начались кадровые мероприятия. 1 июля 1924 года Фрунзе потребовал содержать «в некомплекте» в Управлении ВВС СССР 34 должности руководителей. Для управлений ВВС Московского и Ленинградского военных округов появились новые вакансии: помощника начальника Воздухфлота, начальника оперативно-строевой части, помощника военного комиссара, двух старших инспекторов и старшего делопроизводителя, а в штаты управлений ВВС других военных округов вводились дополнительные должности: по одной — для Западного, Украинского и Сибирского, три — для Северо-Кавказского и пять — для Управления ВВС Туркестанского фронта (округа). В течение года эти должности заняли подобранные М. В. Фрунзе военачальники и политработники.
Кадровые изменения, казалось, не решали проблемы Красного воздушного флота. Ведь советская военная авиация осенью 1924 года в десятки раз уступала авиации главных капиталистических стран. Однако для преодоления этого отставания РВС 24 сентября 1924 года принял трехлетний план развития ВВС СССР, после выполнения которого Красный воздушный флот должен был занять второе место в мире после Франции. План вылился в так называемый «План-1200», предусматривавший доведение числа самолетов в 1927 — 1928 годах до 1200 боевых машин.
В конце 1924 года стала вакантной должность начальника Военно-воздушных сил РККА. Исполнение ее обязанностей было возложено 10 декабря 1924 года на Петра Ионовича Баранова, а 2 марта 1925 года Баранов стал начальником Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии и членом РВС СССР. П. И. Баранов был знаком Сталину и Фрунзе по Восточному фронту Гражданской войны.
Новым руководством ВВС авиация определялась в качестве сил, придававшихся наземным войскам. Сухопутные командиры должны были командовать ею при ведении военных действий, а Управлению ВВС и в мирное, и в военное время предписывалось руководить авиацией административно (службой войск, подготовкой кадров, снабжением и эксплуатацией).
В это время официально сменилось руководство всей армии. Новый нарком военных и морских дел М. В. Фрунзе оповестил Красную армию о своем назначении приказом от 5 февраля 1925 года, в котором говорилось: «Великие цели и задачи, поставленные перед Красной Армией и Флотом, целиком и безоговорочно совпадают с задачами и целями Коммунистической партии». Это импонировало И. В. Сталину, который неуклонно проводил «генеральную линию партии».
Расширить увольнение троцкистов из армии решено было двумя способами: аттестацией и использованием введения единоначалия. 2 января 1925 года был издан приказ РВС СССР № 1 «Об аттестации военнослужащих начальствующего состава РККА и РККФ и о кандидатских списках». Указывалось, что «аттестация служит основным средством для выяснения служебных качеств военнослужащих и является главнейшим моментом, определяющим движение по службе военного работника».
Новое руководство ВВС должно было проводить аттестацию в Красном воздушном флоте. Это руководство в основном представляли: Ромуальд Адамович Муклевич — заместитель начальника ВВС, Николай Владимирович Соллогуб — помощник начальника ВВС, Иосиф Карлович Гамбург — помощник начальника ВВС по снабжению. Конечно, это далеко не полный перечень назначенцев в аппарате ВВС начала 1925 года.
«Кадры решают всё!» — эта формула И. В. Сталина воплощалась уже в середине 1920-х годов. Шла борьба с «вождизмом в армии, партии и стране, введенными Троцким».
Единоначалие в армии объявлялось 2 марта 1925 года. По сути, это был важный шаг на пути очищения вооруженных сил от троцкистов: должны были уйти со своих должностей комиссары, которые строили армию вместе с Троцким с 1918 года. В начале марта 1925 года командные посты уже были заняты в основном назначенцами М. В. Фрунзе. Теперь настала очередь комиссаров-троцкистов.
Необходимо отметить, что Л. Д. Троцкий практически не сопротивлялся военной реформе, считая свой авторитет в стране и так достаточно высоким. Троцкий был уверен, что его выступления, соединенные с поддержкой единомышленников в трудовых коллективах и на партийных собраниях, сделают свое дело и массы пойдут за ним. Он явно недооценивал административные реорганизации, проводимые быстро и решительно, и не только в армии и на флоте.
Борьба за власть шла параллельно с укреплением советских ВВС. Была поставлена задача — догнать в области авиации крупные страны, что было отражено в постановлении III Съезда Советов СССР, в котором говорилось: «Съезд констатирует, что увеличение роли авиации в военном деле и неуклонный рост ее во всех странах требует исключительного внимания к вопросам планового укрепления и развития Красного Воздушного флота. В кратчайший срок провести в жизнь План развития Военных воздушных сил («План-1200». — С. Е.)».
В августе и осенью 1925 года М. В. Фрунзе почти непрерывно находился в госпитале. Генеральный секретарь РКП(б) И. В. Сталин настаивал на радикальном лечении Председателя Реввоенсовета, вплоть до операции. После ее проведения, 31 октября, Фрунзе скончался. Вместо него наркомом был назначен Климент Ефремович Ворошилов. Он не знал глубоко авиацию и не благоволил П. И. Баранову. В 1931 году Ворошилов сумел передвинуть Баранова на авиационную промышленность, а на его место назначить Якова Ивановича Алксниса.
Необходимо отметить, что при Фрунзе советская военная авиация стала развиваться на плановой основе. «План-1200» развития ВВС, принятый в сентябре 1924 года, стал главным документом, на основе которого стали создаваться планы в подчиненных Управлению ВВС РККА структурах. Период нестабильности в авиации закончился в 1925 году. Военная реформа дала свои плоды.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ