Создатель подводных лодок
Бориса Михайловича Малинина (1889 — 1949) с полным правом можно назвать зачинателем советского подводного кораблестроения, отнеся к тем, кого поэт Р. Рождественский назвал «Великими. Без фамилий». Когда началась Великая Отечественная война, навстречу врагу вышли в море 206 подводных лодок, в каждую из которых была вложена частичка таланта и труда Малинина.
Борис Михайлович родился 1 (13) февраля в Москве. Поступив в 1907 году на кораблестроительное отделение Петербургского политеха, он практически всю свою жизнь связал с городом на Неве и его Балтийским судостроительным заводом. Там он и умер в 1949 году, прожив короткую, но яркую жизнь.
В 1910 году, проходя практику на транспорте Доброфлота «Тамбов», участвующем в походе адмирала Рожественского, он часто разговаривал с механиком Киселёвым: «А представьте себе, Иван Петрович, — говорил он ему, — такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой, или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?» Тогда подводные лодки только зарождались, а сегодня мечты Малинина воплотились в тактику подводных флотов мира.
Куда идти работать после института? Вопрос этот Малинин решил еще на «Тамбове». 3 февраля 1914 года он был зачислен на Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства инженером-конструктором в подводный отдел. Принимал участие в разработке и испытаниях лодок таких проектов, как «Морж» и «Барс», где получил достаточный опыт для самостоятельной работы.
Малинин стал соответствовать критериям, которые предъявлял к строителям подводных кораблей основоположник подводного флота России адмирал Э. Н. Щенснович: «Инженеры, работающие с подводными лодками, должны быть опытны в плавании на подводных лодках, так как только тот может не ошибиться в постройке лодки, кто плавал на лодке и сам управлял лодкой…» (1907 г.)
В начале 20-х годов прошлого столетия в подводном кораблестроении наступило сложное время. Россия далеко отстала от зарубежного опыта, а закупать лодки за границей не имело смысла. В 1926 году Совет Труда и Обороны (СТО) принял программу строительства новых боевых кораблей, в том числе и подводных лодок. Слово «пропасть» в то время точно характеризовало дистанцию отставания нашего подводного кораблестроения от зарубежного. И эту дистанцию должен был осилить «Декабрист», над проектом которого в январе 1926 года начал работы коллектив конструкторов из семи человек, руководимый Борисом Малининым.
В декабре 1927 года XV съезд партии подтвердил, что стране нужен сильный флот, в том числе и подводный. Значит, нужно было не покупать лодки, не повторять старые, все надо делать самостоятельно и с дальним прицелом. Эту задачу со своим коллективом и решал Малинин. Как он сам признавался: «Период с ноября 1926 года по июнь 1930 года был самым напряженным и трудным во всей моей деятельности».
Решением задачи с постройкой «Декабриста» решалась судьба отечественного подводного флота.
В это время Борис Михайлович пережил и личную трагедию: был арестован, приговорен к расстрелу, но вместо этого работал в «шарашке», но не долго. 5 марта 1927 года была начата закладка трех подводных лодок типа «Декабрист», а 14 ноября 1931 года после окончания испытаний на всех трех подводных лодках были подняты Военно-морские флаги. Началась эра советского подводного кораблестроения.
Б. М. Малинин был главным конструктором лодок не только типа «Декабрист», но и типа «Ленинец» (подводный минный заградитель) и проекта «Щ» («Щука»), самой известной боевой лодки Великой Отечественной войны. Выдающаяся роль в разработке первого и последующих проектов довоенных подводных лодок, выдержавших горнило Второй мировой войны, несомненно, принадлежит Малинину.
С 1939 года Борис Михайлович отошел от конструкторской работы, но активно работал на научном поприще, воспитывая новые кадры подводных кораблестроителей. В 1940 году Борис Михайлович по рекомендации врачей полностью перешел на преподавательскую работу в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1944 году, по инициативе академика, Героя Социалистического Труда А. Н. Крылова, Малинину присвоили без защиты диссертации степень доктора технических наук.
Борис Михайлович еще в начале 1947 года предвидел появление атомных субмарин, но не дожил до этого времени.
Он не отмечен многими наградами. Имя его особенно не афишировалось, да и сейчас звучит редко, но многие конструкторы подводных кораблей благодарят Бориса Михайловича Малинина за многое. У создателей оборонной техники особая судьба!
Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист.
* * *
Подводные лодки типа «Декабрист» — серия советских больших торпедных дизель-электрических подводных лодок, строившихся в 1927 — 1931 годах.
Эти лодки, полностью разработанные в СССР, стали большим шагом вперед по сравнению с проектами подводных лодок, разрабатывавшихся до того в Российской империи. Такие технические решения, как применение двухкорпусной архитектуры, установка поперечных водонепроницаемых переборок, размещение аккумуляторной батареи в герметичной яме, снабжение подводной лодки цистерной быстрого погружения и средствами регенерации воздуха, до сих пор используются в отечественном подводном кораблестроении.
Основные характеристики лодки проекта «Декабрист»
Длина наибольшая – 76 м; ширина корпуса – 6,5 м; скорость надводная — 15,3 узла; скорость подводная — 8,9 узла; предельная глубина погружения — 90 м; автономность плавания — 47 суток, 13000 км при 9,5 узла; экипаж – 53 человека.
Первоначально артиллерийское вооружение лодок проекта «Декабрист» состояло из носового орудия Б-2 калибра 102 мм и кормового 45-мм полуавтомата 21-К, которые размещались на ходовом мостике в ограждении прочной рубки. В ходе капитальных ремонтов устаревшее и считавшееся неудачным орудие Б-2 заменялось на новое — Б-24ПЛ калибра 100 мм, способное вести зенитную стрельбу и обладавшее лучшими характеристиками.
Торпедное вооружение состояло из восьми торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра: шести носовых и двух кормовых. Торпедные аппараты, разрабатывавшиеся вместе с лодкой, были пневматическими. Лодки несли по 14 торпед: 8 в аппаратах и 6 запасных торпед в первом отсеке. Так как разработка торпед 53-27 шла с запозданием, то корабли вступали в строй со специальными решетками в торпедных аппаратах, позволяющими использовать торпеды калибра 450 мм.
Подводные лодки проекта «Декабрист» стали первыми подводными лодками Северного флота, успешно освоив этот регион с суровыми климатическими условиями. К началу Великой Отечественной войны лодка Д-1 погибла, а Д-6 находилась в капитальном ремонте, однако остальные 4 корабля приняли активное участие в морских сражениях. Одна из лодок данного класса, Д-2 «Народоволец», была списана в 1958 году, сохранена в качестве музейного корабля и установлена в Санкт-Петербурге.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ