Автошколы: честная конкуренция возможна, если требования будут едины для всех
Введение в действие единого реестра выдачи свидетельств об окончании обучения профессии водителя в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» — это шаг к учету организаций, занимающихся подготовкой водителей, и учету выданных свидетельств о прохождении обучения.
Это позволит контролирующим органам проверять, каким потенциалом по подготовке водителей обладает автошкола и сколько учеников она выпустила. Сегодня предельное количество обучаемых в автошколе определяется в соответствии с выданным органами ГИБДД заключением о соответствии учебно-материальной базы, однако количество выданных свидетельств об окончании подготовки никто в стране не контролирует.
В этих целях в ДОСААФ России выходят с инициативой по созданию общественного контроля над деятельностью образовательных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров. Главными задачами являются совместный поиск путей совершенствования существующей системы и дальнейшее повышение качества подготовки водителей.
Прорабатывается вопрос о создании на базе региональных отделений ДОСААФ России на общественных началах органов по сертификации автошкол в субъектах Российской Федерации и независимой оценке их деятельности на принципах международных стандартов качества. Добровольная сертификация автошкол может и должна стать формой решения проблемы.
Это наиболее объективный и проверенный способ подтверждения высокого статуса организации, серьезного имиджа, надежности и респектабельности автошколы.
Можно ли сегодня честно конкурировать?
Проведенный анализ деятельности образовательных организаций показывает, что да, если требования будут едины для всех и все их будут соблюдать.
Примечание
Оптимальная методика определение минимальной стоимости обучения для региона в условиях областного города.
Минимально необходимые условия для обучения водителей транспортных средств категории В по программе:
расчет учебного времени: теория — 134 часа, практические занятия — 56 часов
арендуемое помещение площадью 80 м²
учебный легковой автомобиль, средняя стоимость – 450000 руб.
наполняемость учебной группы – 20 чел.
1. Затраты на эксплуатацию автомобиля составляют:
1.1 Амортизационные отчисления
Срок эксплуатации ≈ 3 года
24 рабочих дня по 14 часов в день
24 дн. х 14 час. х 36 мес. = 12096 час.
12096 час. : 56 час. (1 обуч.) = 216 чел.
450000 руб. : 216 чел. = 2083 руб. на 1 учащегося.
1.2 Эксплуатационные расходы:
Топливо на 1 ученика:
Средний расход 8 л на 100 км пути
20 км пробег на 1 час занятий
20 км х 56 час. = 1120 км
1120 км : 100 км х 8 л = 89,6 л
89,6 л х 43 руб. = 3852,8 руб. на 1 человека.
1.3 Запчасти из опыта эксплуатации составляют в среднем ≈ 3500 руб. в месяц, на весь период эксплуатации автомобиля — 3500 руб. х 36 мес. = 126000 руб.
126000 руб. : 216 чел. = 583 руб. запчасти на 1 учащегося.
1.4 За период эксплуатации автомобиля затраты на тех. обслуживание ≈ составляют 60 % от стоимости запчастей — 2100 руб. х 36 мес. : 216 чел. = 350 руб. на 1 учащегося.
Итого затраты на эксплуатацию автомобиля с одного обучаемого составляют:
2083 руб. (амортизация автомобиля) + 3852,8 руб. (топливо) + 583 руб. (запчасти) + 350 руб. (ТО) = 6868,8 руб.
2. При средней стоимости аренды помещения за 1 кв. м ≈ 450 руб. в месяц затраты с одного обучаемого составляют:
80 м² х 450 руб. х 12 мес. : 216 чел. в год = 2000 руб.
2.1 При условии стоимости использования учебной площадки для отработки упражнений по вождению на 1 час занятий 200 руб./час.
200 руб. х 22 час. = 4400 руб. обучение на площадке на 1 учащегося.
Итого содержание учебно-материальной базы составляет 2000 руб. + 4400 руб. = 6400 руб. на 1 чел.
3. Зарплата педагогического состава:
Стоимость обучения мастером производственного обучения вождению при средней заработной плате 25000 руб. в месяц с учетом 30 % налоговых отчислений составляет 206 руб./час.
206 х 56 час. = 11536 руб. на 1 обучаемого.
3.1 Стоимость обучения преподавателем теории при средней заработной плате 30000 руб. в месяц с учетом 30 % налоговых отчислений составляет 248 руб./час. При численности учебной группы 20 чел. стоимость обучения с одного чел. составляет
134 час. х 248 руб. : 20 чел. = 1662 руб.
3.2 Зарплата административно-управленческого аппарата (АУП)
Директор — 40000 руб. в месяц
Бухгалтер — 35000 руб. в месяц
Механик, совмещающий функции диспетчера, автослесаря и др. должностных лиц, — 25000 руб. в месяц
Договор на проведение медицинского осмотра — 5000 руб. в месяц
Затраты на АУП составят (40000 руб. + 35000 + 25000) + 30,2 % (налоги) + 5000 = 137000 руб. в месяц
137000 руб. х 12 мес.: 216 чел. = 7611 руб. на 1 человека.
Затраты обучаемого на заработную плату работников автошколы составят 11536 руб. + 1662 руб. + 7611 руб. = 20809 руб.
Чистая себестоимость подготовки 1 человека составит 6868,8 руб. + 6400 руб. + 20809 руб. = 34077,8 руб.
С учетом минимально необходимой рентабельности с одного обучаемого в размере 10 % стоимость подготовки составит 34077,8 руб. + 3407,7 руб. = 37485,5 руб.
При этом в расчет не вошли возможные отчисления на непредвиденные расходы, расходы на развитие, налоги на землю, имущество, транспорт, расходы на хранение, мойку автотранспорта, расходы на ремонт помещений, обслуживание и ремонт оргтехники, связь, интернет, содержание сайта автошколы.
Михаил ГРИЦАЙ,
руководитель Мытищинской автошколы ДОСААФ России.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ