Воздухоплаватели
Из истории планерного спорта
Российская планерная семья не такая уж большая — почти все друг друга знают, вместе где-то когда-то летали… И даже в былые времена, когда в аэроклубах ДОСААФ занимались тысячи юношей и девушек, имена лучших из них звучали на всю страну, воплощая ее гордость и приумножая спортивную славу. В 70 — 80-х годах XX века трое владикавказских спортсменов-планеристов —
Леонид Васьков, Анатолий Морозов и Александр Дятлов — входили в состав сборной команды СССР. Уверена, их воспоминания будут интересны не только землякам, но и всем планеристам, прошедшим школу ДОСААФ.
Александр Дятлов — тренер Федерации планерного спорта РСО-Алании. В мае 1988 г. установил рекорд СССР. С 1993 по 2001 г. был капитаном сборной команды РФ по планерному спорту.
— Планеристом я стал, можно сказать, случайно — мечты покорить небо у меня в детстве никогда не было, зато она была у моего школьного товарища Руслана, который постоянно убеждал меня связать свою жизнь с авиацией.
И в аэроклуб я пришел за компанию, до последнего момента не верил, что буду по-настоящему летать. Ходил на занятия как робот, чисто механически. Также спокойно, почти равнодушно отнесся к медкомиссии — в то время как другие ребята нервничали, переживали, я не волновался вообще. И когда почти всех срезали по зрению и давлению, а меня, самого щуплого из группы, взяли, я очень удивился. Из 60 курсантов к полетам тогда допустили только 14 человек. Моего друга, влюбленного в небо, кстати, тоже не пропустили…
Я тогда очень много летал — использовал любую свободную минуту, чтобы убежать на аэродром. С удовольствием пробовал летать на всех типах планеров, которые были в нашем аэроклубе: на «Бланике», «Фоке», «Кобре»… Эти навыки мне пригодились на чемпионате страны в 1978 году, когда вдруг изменили правила: женщины летают на «Бланиках», мужчины — на «Кобрах». И если для многих спортсменов это решение стало неприятной неожиданностью, то я воспринял новость спокойно, поскольку к тому времени у меня на «Кобре» было больше 300 часов налета.
В том же году нам дали большой маршрут для выполнения нормативов мастеров спорта — тогда для этого надо было пролететь дистанцию не менее 300 км или показать скорость 85 км/ч на 200-километровом маршруте. Из 30 человек тогда финишировали всего четверо, в том числе и я. Это позволило мне войти в десятку лучших планеристов страны.
В следующем году я занял 6-е место, потом — 5-е, а в 1981 году стал абсолютным чемпионом страны.
За время моей спортивной карьеры случилось много всего интересного. Наш клуб, кстати, был одним из первых, кто начал работать с иностранными планеристами, которых привлекали полеты в горах. Это был период перестройки, дефицита финансовых средств, и наш бизнес-опыт на какое-то время спас аэроклуб от разорения. Мы тогда мало что понимали в коммерческих полетах — на глаз определяли стоимость услуг. Но нашим первым партнерам — немцам — все нравилось, они соглашались на все наши условия и с удовольствием сюда приезжали. Такая история длилась почти три года, до первого вооруженного конфликта на Кавказе, отпугнувшего иностранцев…
Анатолий Морозов — член сборной команды СССР, абсолютный чемпион СССР и России, призер международных соревнований, а ныне главный тренер сборной команды Северной Осетии по планерному спорту. В 1978 году на Бланике L-13 вместе с Натальей Ермаковой он установил рекорд СССР – абсолютная высота 6800 м для двухместных планеров.
— Я пришел в планерный спорт в 1972 году. Стать планеристом в то время было просто — прийти в ДОСААФ, сказать: «хочу летать», пройти медкомиссию и начать заниматься.
Узнать о существовании клуба было легко — аббревиатура ДОСААФ звучала отовсюду, инструкторы ходили по школам, зазывали ребят и девчонок. Парашютисты, планера парили в небе во все ясные дни, а мы, мальчишки, лет с 10 — 12 постоянно бегали на окраину города (аэродром тогда располагался на БАМе), смотрели на самолеты-буксировщики, восхищались пилотами, мечтали быть на них похожими… Кстати, и девушек-планеристов в те времена было очень много. Вообще, от желающих заниматься планерным и парашютным спортом тогда не было отбоя. За год региональный ДОСААФ готовил 50 — 60 спортсменов, а всего через клуб проходили тысячи человек.
Помню, в 1986 году меня вместе с Валентиной Топоровой стали готовить для нового мирового рекорда — надо было улучшить результат американцев. Подготовка заняла целый год и состояла из теоретической части и многочасовых тренировок на тренажерах. Для нас пытались воссоздать атмосферу, близкую к той, что будет на высоте более 15 000 метров. Это было очень сложно. Дело в том, что до 11 000 метров можно летать и с обычными кислородными масками, но подниматься выше без соответствующей экипировки просто невозможно — от недостатка кислорода наступает смерть. Чтобы обезопасить нас, на научно-производственном предприятии «Звезда» тогда изготовили специальные высотно-компенсирующие костюмы, шлемы, комплекты кислородного оборудования. Мы долго тренировались, в том числе в барокамерах, где создавали условия, максимально приближенные к реальности: разреженный воздух, низкие температуры… Учились и специальным дыхательным практикам, ведь на высоте вдохнуть не сложно — сложно выдохнуть, вытолкнуть воздух из легких. Это была специальная программа ДОСААФ, в ней могли участвовать только члены сборной страны. Но побить рекорд американцев мы тогда не смогли. И не потому, что не хватило мастерства, — просто не было подходящей погоды. Ведь для установки таких рекордов должны удачно сложиться несколько факторов: и уровень подготовки спортсменов, и качество оборудования, и, конечно, погодные условия.
Леонид Васьков — двукратный абсолютный чемпион СССР, неоднократный призер чемпионатов стран социалистического содружества и Европы, многочисленных международных соревнований, мастер спорта СССР и международного класса, рекордсмен. Награжден почетным знаком и медалью маршала авиации Александра Покрышкина.
— Желающих летать на планере в то время было немало: на двух инструкторов приходилось в среднем 40 человек в год. Летали сначала с лебедки, потом с буксировщиком Як-12. Многие потом продолжили летную карьеру, стали военными летчиками. Для тех же, кто выбрал «земную» стезю, годы занятий планерным спортом навсегда остались в памяти самыми яркими и незабываемыми страницами. Передо мной тоже в свое время встал выбор: посвятить жизнь спорту или служению науке (я работал ассистентом кафедры начертательной геометрии в ГМИ) — я выбрал небо.
В советское время важность воспитательной работы с молодежью власти понимали хорошо. И в систему ДОСААФ шли далеко не случайные люди. В 70-х годах, например, Центральный комитет ДОСААФ возглавил прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин, затем его сменил адмирал Георгий Егоров.
На моем счету семь всесоюзных рекордов. В октябре 1979 г. вместе с Олегом Пасечником мы летали «на высоту» — набрали 10 810 м. Подморозили тогда, правда, руки-ноги, но рекорд установили. К этому событию готовились долго. Я хорошо помню тот полет: не скажу, что он был сложным, поднимались как на лифте — стояли «носом» против ветра в 100 км/ч и только скорость регулировали. На 6000 м надели кислородные маски, подключили оборудование…
Материально-техническая база тогда у аэроклуба была мощной. Летательные аппараты приходили по линии ДОСААФ, специалисты НПП «Звезда» разрабатывали комплекты кислородного оборудования: КП-18, КП-24, КП-28. Кислородные баллоны устанавливали в планере — были и на 4 л, и на 20 л, была своя специальная кислородная машина, которую обслуживали инженеры. На балансе был и современный на тот момент ВКК — высотно-компенсирующий костюм. Он и сейчас лежит в музее аэроклуба…
С 1974 до 1983 г. ежегодно, а порой и дважды в год, на базе владикавказского аэроклуба проводились полуторамесячные высотные сборы. Тренировки проходили очень продуктивно. Владикавказ ведь расположен в уникальном месте: от аэродрома до ближайших гор всего 15 км,18 — 20 минут — и ты в горах на высоте 2000 м. В 1979 г. мы так за один сезон установили 8 (!) всесоюзных рекордов: женских, мужских, двойных, одинарных…
Марина Калинина.
21 мая 2019 года Леонида Васькова не стало. Выражаем соболезнования родным и близким.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ