Сражение на реке Треббия
6 — 8 июня 1799 года в Северной Италии на реке Треббия произошло сражение, которое добавило славы русскому солдату, руководимому фельдмаршалом Александром Васильевичем Суворовым.
Трехдневная битва на реке Треббия стала главным сражением Итальянской кампании А. В. Суворова, в корне изменив баланс сил на Апеннинском полуострове в пользу союзников (Австрия и Россия), и если б не противодействие австрийцев успехам русских войск, достижения этой кампании были бы значимее.
В истории Итальянской кампании сражение у реки Треббия обозначило коренной перелом в войне на территории Италии — французы окончательно утратили стратегическую инициативу, и только лишь прямой саботаж австрийского правительства и генералитета не позволил Суворову довести план до полного разгрома французов и перевести войну на территорию Франции. Естественно, все плоды победы в Северной Италии достались австрийцам.
По составу сил войска французов имели численное превосходство, кроме того, к ним на помощь спешил корпус генерала Моро, а против Суворова выступали войска генерала Макдональда (будущих маршалов Франции).
Сражение началось шестого июня, когда передовые части русских достигли реки Тидоне, совершив беспримерный марш-бросок, пройдя 80 км за 36 часов без остановок. Большая часть подразделений отстала за время марша и подтянулась только к ночи. Но Суворов был бы не Суворов, если бы не следовал своим заповедям: атакуй, с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай!
Внезапный удар малочисленных русских войск привел к поражению французов, войска Макдональда были отброшены за реку.
План Суворова в битве на реке Треббия заключался в том, чтобы сковать французские войска в центре и на правом крыле австрийскими войсками, ударом русских войск прорвать левое крыло французов, выйти им в тыл и уничтожить французские войска. Для достижения этой цели на левом фланге были сосредоточены 15 тысяч войск союзников — две трети сил Суворова. Седьмого июня сражение проходило равными силами и завершилось опять поражением французов. Суворов, учитывая усталость своих войск, не стал преследовать отступающих французов.
Ночью к отступившим войскам Макдональда на помощь подошел корпус генерала Моро, и сражение приняло ожесточенный характер. Восьмое июня было отмечено критическим моментом в центре русских войск, когда они дрогнули, а австрийцы не пришли на помощь. И лишь личное появление Суворова в массе отступавших русских спасло положение — почти разбитые русские войска повернули вспять и обратили в бегство французов. По словам очевидцев, появление Суворова на поле боя стоило силы 30-тысячного корпуса. На левом фланге русские войска в течение дня штыковыми атаками разбили основную часть французских войск. К вечеру французская армия была приведена в плачевное состояние.
Ночью с восьмого на девятое июня 1799 года французское командование на совете единогласно пришло к выводу, что возобновление сражения на следующий день приведет французов к неминуемой катастрофе. И французская армия, оставив раненых, снялась с позиций и начала отступление…
Естественно, плоды Итальянской кампании достались австрийцам, которые вставляли палки в колеса победы Суворова, непременно хотели примазаться к его славе. В честь всех его побед они решили выпустить австрийскую памятную медаль и спросили мнение Суворова о виде медали. На что великий полководец посоветовал отлить медаль, на которой с одной стороны был бы российский герб со словами «Бог с нами!», а с другой — герб австрийский с надписью «Бог с ними!».
Обидно, что русские, много раз спасая Европу, ничего не требовали за это, а многие европейские страны, забывая всё это, поливали и поливают русских грязью!
Вадим Кулинченко, капитан 1-го ранга в отставке, публицист.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ