О сверхлегкой авиации России
В 2018 году незаметно для широкой общественности прошел 40-летний юбилей сверхлегкой авиации России, хотя сверхлегкие летательные аппараты (СЛА) стали у нас теперь наиболее массовым классом пилотируемых воздушных судов.
Согласно Воздушному кодексу, воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограммов, относится к СЛА.
В России учреждены 73 общественных клуба СЛА, входящих в Объединенную федерацию (ОФ) СЛА России, которая является коллективным членом Федерации авиационного спорта (ФАС) РФ. На мировом уровне ФАС представляет Россию в Международной авиационной федерации (FAI). В FAI имеются две комиссии по моторным СЛА (СIMA) и безмоторным СЛА (CIVL). С этими комиссиями и взаимодействует ОФ СЛА России по вопросам организации и проведения спортивных мероприятий.
Своим появлением сверхлегкая авиация обязана дельтаплану. Дельтаплан принципиально отличается от деревянных, пластиковых и металлических планеров, а тем более самолетов и вертолетов исключительно небольшой массой. Кроме того, дельтаплан имеет балансирное управление, осуществляемое перемещением центра тяжести пилота. Оно было изобретено и испытано в конце XIX века на планерах — прообразах современных дельтапланов немецким пионером планеризма Отто Лилиенталем. В числе его многочисленных последователей был Андрей Николаевич Туполев, ставший впоследствии известным авиаконструктором. В 1910 году он с товарищами по воздухоплавательному кружку Б. Н. Юрьевым (будущим создателем одноосного вертолета) и А. А. Комаровым построил балансирный планер.
Впоследствии Туполев вспоминал: «Построенный планер испытывали в первую очередь его создатели: я, Юрьев и Комаров. Вышли мы на противоположный училищу берег Яузы. Солнце уже припекало по-весеннему. (…) Управлялся наш планер перемещениями тела пилота, висящего на двух крыльях. А разгонялся он физической силой другого человека. Юрьев «впрягался» в лямку и бежал. Я почувствовал, что земля уходит из-под ног, и полетел. Кто-то успел сделать фотографию… Я упал на землю, но без последствий. Потом пилотом сел Юрьев, а я его возил…»
Фотография, о которой упомянул Туполев, тогда студент Высшего технического училища, запечатлела классическую демонстрацию балансирного управления планером.
Число типов дельтапланов и их количество стремительно росло начиная с 1970-х гг. Большой вклад в развитие отечественного дельтапланеризма внесли О. К. Антонов, В. Д. Захарченко, М. К. Раценская и первые дельтапланеристы А. П. Клименко, В. В. Козмин, В. Бугров, конструктор дельтапланов А. Грушин и многие другие.
Первым серийным дельтапланом стал в 1980-х годах «Славутич-УТ». Он был разработан в Опытном конструкторском бюро О. К. Антонова.
В 1978 г. была образована Федерация дельтапланерного спорта (ФДС СССР), в 1989 году преобразованная в Объединенную федерацию СЛА СССР. Это было вызвано появлением мотодельтапланов, парапланов и других СЛА. В феврале 1992 года получила юридическое обоснование ее наследница — ОФ СЛА России. Девиз этой организации — «Небо для каждого!».
Сегодня к сверхлегким ЛА относятся: планеры, дельтапланы, парапланы, моторные парапланы, дельталеты, паралеты, автожиры, вертолеты и самолеты. Остановимся кратко на каждом из них.
Планер — безмоторный ЛА тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы.
Дельтаплан — безмоторный ЛА тяжелее воздуха, выполненный по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом, балансирное управление полетом которого осуществляется за счет перемещения пилота относительно центра подвески. Взлет и посадка дельтаплана осуществляется ногами пилота.
Параплан — СЛА, созданный на базе двухоболочковых парашютов. Он полностью изготовляется из ткани и весит несколько килограммов. Параплан планирует со скоростью 20 — 70 км/ч благодаря термическим или динамическим воздушным потокам. В сложенном виде легко умещается в переноске, имеющей объем не больше дамской сумочки.
Мотопараплан — параплан с ранцевой силовой установкой, обеспечивающей взлет и перемещение в воздухе. Мотопараплан в сложенном состоянии умещается в багажнике легкового автомобиля. Этот аппарат позволяет совершать дальние перелеты без использования термических и динамических потоков. Разбег и пробег при взлете и посадке мотопараплана осуществляется пилотом. Сильный ветер и восходящие потоки («термики») являются отрицательными факторами для полетов на мотопараплане. Для него нормальные условия — штиль, слабый ветер, полное отсутствие или слабая термическая активность. То есть то, что для параплана хорошо, для его моторного «собрата» нежелательно.
Дельталет — моторный дельтаплан с треугольным крылом, обеспечивающим балансирное управление. Крыло шарнирно крепится к мототележке. Оно состоит из каркаса, расчаленного стальными тросами и обтянутого тканью, имеющей плотность не менее 300 г/м2.
На дельталете «Поиск-06ПП» в 2012 году при осуществлении проекта «Полет надежды» летал Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Паралет — моторный параплан, оснащенный мототележкой упрощенной конструкции по сравнению с тележкой дельталета.
Автожир — винтокрылый ЛА, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Движущая сила создается тянущим или толкающим винтом.
Вертолет — винтокрылый ЛА вертикального взлета и посадки, у которого подъемная сила и движущая сила на всех этапах полета создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Сверхлегкие вертолеты активно разрабатываются в России. Так, в подмосковном авиацентре «Воскресенск» 20 июля 2016 года отечественная компания «Аэромеханика» успешно испытала сверхлегкий складной вертолет «Микрон» массой 115 кг. Он может развивать скорость до 120 км/ч.
Самолет — ЛА тяжелее воздуха, предназначенный для полетов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, которое образует подъемную силу.
В мире имеется небольшое количество серийных сверхлегких самолетов с массой 100 кг. К ним, например, относится отечественный самолет «Аэропрактика» Е-12 массой 45 кг, разработанный в Ульяновске. В настоящее время Е-12 — самый легкий серийный самолет в мире. Его крыло разбирается за 10 — 15 минут на отдельные трубки. При сборке каркас крыла обтягивается лавсаном, кевларом и др. Хорошая аэродинамика обеспечивается тянущими винтами и полулежачим положением пилота. Движущая сила создается двумя модифицированными моторами от бензопилы «Урал». При отказе одного мотора самолет продолжает устойчивый полет. Длина самолета — 4,1 м, размах крыла — 4,6 м, мощность двух двигателей — 14 л. с., максимальная скорость — 130 км/ч.
СЛА используются не только для любительских полетов и спорта. Сотни СЛА работают сегодня в сельском хозяйстве, применяются в МЧС и силовых структурах.
В связи с 40-летием Объединенной федерации СЛА России ее президент И. В. Никитин писал в журнале «Авиация и спорт»: «Большую работу по развитию мотопарапланерного направления ведут такие клубы, как «Летно-технический клуб «Евдокимцево», аэроклуб «Луга-Экстрим», авиагруппа «Парамир» и мотопланерная летная школа «Параавис Мото». На площадке СЛА «Турово» ежегодно проходит самое массовое мероприятие в мотопланерном сообществе России — «Парамоторный Тестиваль». На тестиваль (от слова «тестирование». – С. Е.) производители привозят самые свежие мотопарапланерные новинки, а пилоты (…) тестируют новшества техники и общаются с производителями напрямую. В 2018 году на Тестивале впервые демонстрировался и выполнял полноценные полеты мотопараплан с электрической силовой установкой. Мотопараплан остается самым массовым и доступным моторным летательным аппаратом в мире, открывающим каждому желающему возможность летать за новые необъятные горизонты».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ