Охотники за караванами. Захват первых «стингеров»
В горах Афганистана с декабря 1979 года по февраль 1989 года широко применялась армейская и фронтовая авиация. Афганские моджахеды, неся значительные потери от авиационных ударов советских войск, уделяли самое серьезное внимание борьбе с вертолетами и противовоздушной обороне в целом, постоянно наращивая свои огневые возможности.
К середине 1980-х годов вооруженная афганская оппозиция имела в арсенале достаточное количество зенитных средств ближнего действия. Наиболее массовым ПЗРК афганских моджахедов на протяжении всей «афганской войны» являлся китайский комплекс «Хуньинь-5» (аналог отечественного «Стрела-2»), начавший поступать к ним на вооружение с начала 80-х годов, а также незначительное количество таких же комплексов египетского производства.
Летом 1986 года в мировых средствах массовой информации появились первые сообщения о поставках афганской оппозиции нескольких сотен ПЗРК «Stinger» («Жалящий»). Как потом стало известно, они доставлялись из США в пакистанский морской порт Карачи, затем автотранспортом вооруженных сил Пакистана в лагеря подготовки моджахедов, откуда вьючными караванами и автотранспортом расходились по Афганистану. Поставки ракет и обучение моджахедов осуществляло ЦРУ США.
Первое достоверно установленное боевое применение ПЗРК «Stinger» в Афганистане произошло 29 ноября 1986 года в 15 км севернее Джелалабада, когда в результате обстрела звена боевых вертолетов Ми-24 пятью ракетами «Stinger» (3 попадания) были уничтожены 2 вертолета. Экипаж одной машины погиб (вертолет взорвался в воздухе), а экипаж второго вертолета после экстренной посадки поврежденной машины был эвакуирован товарищами на аэродром Джелалабада.
Поднятые по тревоге 2-й мотострелковый батальон 66-й отдельной мотострелковой бригады и 1-я рота 154-го отдельного отряда специального назначения при осмотре вероятного места пуска ракет обнаружили 5 подозрительных предметов, оказавшихся стартовыми вышибными зарядами ПЗРК «Stinger». Тщательное изучение следов пребывания противника показало, что здесь была заблаговременно устроена засада ПВО (противник ждал подходящую цель и момент открытия огня 1 — 2 дня). Учитывая выбор района засады, порядок оборудования огневых позиций и способ ведения огня, с большой вероятностью можно предположить, что 29 ноября 1986 года не обошлось без прямого участия американских инструкторов.
Таким образом, впервые были получены вещественные доказательства снабжения американцами афганских антиправительственных вооруженных формирований современными переносными зенитно-ракетными комплексами.
Спецназу была поставлена задача: добыть «стингеры» любой ценой. Тому, кто первым захватит этот ПЗРК, обещали звание Героя… В поиски американского оружия включились все подразделения, но повезло бойцам 186-го отряда из 22-й бригады. 5 января 1987 года при воздушном патрулировании в окрестностях кишлака Сейид Умар Калай разведгруппа старшего лейтенанта Ковтуна (с ней вышел на операцию и заместитель командира отряда капитан Евгений Сергеев) заметила два пытающихся скрыться мотоцикла и начала преследовать их. Мятежники произвели два пуска зенитных ракет, после чего вертолеты и находящийся на их борту десант открыли по противнику огонь на поражение. После десантирования в ходе осмотра местности разведчики обнаружили 3 ПЗРК «Stinger»: 2 использованных контейнера и боеготовый ракетный комплекс. В руки спецназа попало и приятное дополнение к «железу» — инструкция по использованию ПЗРК и даже адреса американских фирм-поставщиков.
Всю зиму 1986 — 1987 годов подразделения спецназа Ограниченного контингента советских войск в Афганистане охотились за «стингерами», имея задачу препятствовать их быстрому распространению по всему Афганистану.
Уничтожая караваны из засад, спецназ вынуждал вооруженную оппозицию накапливать большую часть военно-технических грузов на перевалочных базах в труднодоступных приграничных районах Афганистана. К концу зимы 1987 года моджахеды испытывали значительные затруднения с продовольствием и фуражом на «перенаселенных» перевалочных базах, о чем свидетельствовал радиоперехват переговоров противника того периода. В условиях, когда большая часть военно-технических грузов моджахедов скопилась на складах, авиация Ограниченного контингента и военно-воздушные силы Афганистана стали систематически наносить по ним бомбовые удары.
Спецназ настолько ограничивал поставки оружия и боеприпасов мятежникам, что, начиная с 1986 года, при помощи американских инструкторов стали создаваться боевые специальные группы моджахедов по борьбе с советским спецназом. Но даже хорошо подготовленные и вооруженные, укомплектованные большей частью добровольцами и иностранными наемниками, они не могли существенно повлиять на боевую деятельность спецназа. Вероятность обнаружения ими разведгрупп была крайне низкой, но если это случалось, то боестолкновение носило ожесточенный характер.
Январь 1987 года в Афганистане ознаменовался началом «политики национального примирения». Вводившиеся ограничения на ведение активных действий частями Ограниченного контингента советских войск в Афганистане развязывали моджахедам руки и способствовали лишь укреплению их позиций в контролируемых районах, накоплению материально-технических ресурсов и обучению пополнения.
Спецназ уже не мог использовать все свои потенциальные боевые возможности по борьбе с бандформированиями оппозиции. В частности, был наложен запрет на любые действия в определенных районах (зонах перемирия), на проведение налетов (в том числе и на места дневок и перевалочные базы караванов), действия вблизи афгано-пакистанской границы. Чуть позже налеты стали иногда практиковаться, но на их согласование со штабом армии уходило 2 — 3 дня, по истечении которых противник успевал сменить район той же дневки каравана как минимум 2 — 3 раза. Кроме того, с вооружением афганских моджахедов ПЗРК «Stinger» несколько уменьшилась зона «боевого влияния» подразделений спецназа, их активная деятельность была привязана лишь к тем районам, где их могли обеспечить эффективной авиационной или артиллерийской поддержкой.
В сложившихся условиях упор в боевой деятельности спецназа был сделан на засадные действия. Боевым группам приходилось проявлять огромную изобретательность, выдержку и выносливость при выжидании противника, а в бою с превосходящими силами — стойкость и отвагу.
Командование и разведчики 154-го отдельного отряда специального назначения стали широко применять разведывательно-сигнализационную аппаратуру и управляемое минирование. В результате удалось добиться срыва перевозок бандформирований на отдельных караванных маршрутах, таких, как «Панджшерская тропа».
16 февраля 1988 года в 6 км северо-западнее кишлака Шахидан (провинция Лагман) досмотровой разведгруппой этого отряда был обнаружен пораженный минами караван моджахедов и захвачено два ПЗРК «Stinger», крупнокалиберный пулемет ДШК и большое количество боеприпасов. Спустя несколько дней в этом же районе вновь были отбиты американские ПЗРК. После этого моджахедам пришлось срочно искать альтернативные караванные маршруты.
Все четыре эпизода захвата советскими войсками американских ПЗРК «Stinger», также как и английского ПЗРК «Blowpipe», были делом рук армейского спецназа. Но когда зашла речь о представлении к званию Героя Советского Союза офицера 186-го отдельного отряда специального назначения, впервые захватившего 5 января 1987 года американский ПЗРК, была придумана отговорка, что-то вроде имеющегося партийного или служебного взыскания…
К существенному изменению баланса сил, вопреки ожиданиям западных покровителей моджахедов, появление на вооружении афганской вооруженной оппозиции современных ПЗРК не привело. Динамика боевых потерь авиационной техники со второй половины 1986 года не подтверждает заявлений западных «специалистов» о том, что «стингеры» сыграли решающую роль в принятии решения о выводе советских войск из Афганистана. Не оказали они существенного влияния и на боевое применение авиации, хотя определенные изменения в систему ее применения в Афганистане были внесены.
Считается, что американцы поставили афганской оппозиции 1000 «стингеров». Около 350 из них были использованы моджахедами против советской авиации и аэромобильных частей. Остальные американские ПЗРК благополучно «рассосались» по многим террористическим исламским организациям мира, и янки пришлось приложить немало усилий и средств для того, чтобы выкупить их обратно. Но, несмотря на то, что конгресс США выделил 65 миллионов долларов на выкуп «Stinger», около 400 комплексов так и остались в руках террористов.
В феврале 1989 года после десятилетнего пребывания в Афганистане советские войска покинули эту страну. В боях в Афганистане погибли около 15 тысяч солдат и офицеров Советской Армии и военнослужащих КГБ СССР, в том числе и 800 спецназовцев. Восемь спецназовцев ГРУ были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них полковник В. В. Колесник, капитан Я. П. Горошенко, старший лейтенант О. П. Онищук (посмертно), лейтенант Н. А. Кузнецов (посмертно), сержант Ю. В. Исламов (посмертно), рядовые В. Н. Арсенов (посмертно) и Ю. Н. Миролюбов.
Из книги «Спецназ России: история и современность», авторы Валерий МУРИН, Владимир СУРОДИН.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ