Быстрое реагирование на меняющуюся обстановку
Город Ломоносов (бывший Ораниенбаум) относится к Петродворцовому району Санкт-Петербурга, Ломоносовский район – к Ленинградской области. А Ломоносовская автомобильная школа – к межрегиональному отделению ДОСААФ России Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И специфика географического положения накладывает отпечаток на ее деятельность, о чем поведал директор школы Сергей Володин.
Выпускники дают рекомендации
— Сергей Юрьевич, какая нагрузка ложится на автошколу в плане основной деятельности?
— С подготовкой по ВУС проблем нет, ежегодно план подготовки выполняется на 100 %, все отобранные ребята призывного возраста проходят курс обучения до конца, получают водительские удостоверения и идут служить в Вооруженные силы. У нас еще специальность узконаправленная — водители аэродромных подвижных агрегатов АПА-5Д (ВУС-283). План небольшой, 60 — 70 человек ежегодно комплектуются из военкоматов города и области.
— А кто составляет контингент обучающихся на платной основе?
— Смотрите, мы находимся на границе Санкт-Петербурга и области. Неподалеку другие моногорода – Кронштадт, Петродворец, Стрельна, Сосновый Бор, везде население порядка 30 — 40 тысяч, и есть две-три автошколы. Из районов Питера к нам не едут, а вот из этих моногородов люди приезжают к нам учиться. Ну, и жители Ломоносовского района Ленинградской области ориентируются на наше учебное заведение. Те, кто отучился у нас, рекомендуют своим родственникам и знакомым. Каждый год около 1000 человек получается. Есть и такие, которые после получения категории В идут учиться на категории С, СЕ и D.
— В основном обучающиеся какого возраста?
— Молодые люди с 18 до 30 лет, немало и студентов. Ведь в Петродворце находятся некоторые факультеты Санкт-Петербургского государственного университета и общежитие.
— Я почему такой вопрос задал – от ваших коллег слышал мнение, что ориентироваться надо и на школьников.
— У нас как раз в 2013 — 2014 годах был пилотный проект по обучению школьников, который потом распространился по другим досаафовским автошколам. Он рассчитан именно на учащихся 10-х классов, в выпускной год нет смысла ребят отвлекать, все заняты подготовкой к ЕГЭ. Срок обучения — до десяти месяцев. С сентября по май мы входим в учебный процесс в рамках элективного курса – «школьное автодело». Программа рассчитана на 140 часов теоретических занятий. Причем наш преподаватель входит в штат школы и проводит занятия два раза в неделю по два часа, получая зарплату от школы. Выставляются соответствующие оценки и в журнал, и в электронный дневник.
Ну а потом, когда в мае заканчивается теория, во время летних каникул наступает черед практики (вождения). Во время учебного года вождением заниматься не получится, так как нельзя учеников нагружать сверх положенной нормы, у них ведь идет основная школьная программа. Летом группа делится на три части и каждый ученик по согласованию с родителями выбирает себе месяц для обучения вождению, а в другие месяцы отдыхает. Разумеется, процесс обучения вождению проходит в соответствии с договором и календарным учебным графиком, который подписывают родители или законные представители ребенка, автошкола и сам ученик. Обучение вождению – платное. Итоговая аттестация проходит в конце августа, и успешно сдавшим ее выдаются свидетельства о профессии водителя категории В, а 18-летние ученики сразу выходят на экзамен ГИБДД. Отмечу, что, конечно, не все хотят идти на школьное автодело, оставляя это на потом, некоторые выбирают элективные курсы по физике, химии и другим предметам.
Плоды побед на аукционах
— Ломоносовская автошкола обладает всем необходимым для обучения?
— Легковых автомобилей – 10, все иномарки — «Шкоды» или «Рено-Логан». От старой техники и «вазовских» моделей уже давно избавились, по одному автомобилю в год закупаем или берем в аренду. Вот в этом году взяли в аренду машину с автоматической коробкой передач «Рено-Логан», чтобы использовать в учебном процессе.
По другим видам транспорта единиц достаточно: помимо учебных КамАЗов и «Уралов», используемых для обучения призывников, имеется еще два грузовика ГАЗ-3307 и один ЗИЛ в хорошем состоянии, два автобуса, мотоциклы, мопеды, квадроциклы, грузовые и легковые прицепы. Все это при необходимости своевременно обслуживаем и ремонтируем. С тренажерами тоже все в порядке, два года назад были закуплены новые тренажеры, хотя постоянно меняются технические решения в этой области, надо обновлять. Школа имеет три компьютерных класса для решения теоретических задач, промежуточной и итоговой аттестации.
— Проще спросить: управлению какой категорией транспортных средств у вас нельзя научиться?
— Например, водителей прицепов к автобусам (категория DЕ) мы не готовим. Но стараемся идти вперед и в скором времени будем открывать тракторные специальности, крановщиков планируем готовить и экскаваторщиков. Материальная база позволяет, свой автодром в два с половиной гектара прямо рядом со школой. Пока остается проблема с тракторной техникой, но мы и ее со временем решим.
— А откуда берете кадры инструкторов?
— По-разному. Есть основной состав – мастера производственного обучения по вождению (МПОВ) автотранспортных средств и преподаватели. Основной костяк, с которыми я работаю уже давно по трудовым договорам, их 14 человек. Также привлекаю других специалистов МПОВ и преподавателей по гражданско-правовым или сетевым договорам — по мере необходимости.
— Есть какой-то катализатор у этого процесса?
— Что хотел бы здесь подчеркнуть? Сейчас такое время, что у обычных граждан не всегда хватает средств, чтобы чему-то учиться, и спрос на образовательные услуги падает с каждым годом. И задача руководителя образовательного учреждения – обеспечить работой коллектив и всех сотрудников. Значит, надо искать новые возможности, заключать договоры с предприятиями, участвовать в электронных торгах на различных федеральных и коммерческих площадках, выигрывать аукционы. Мы эту работу проводим с 2013 года. Я сам лично участвую в электронных аукционах по 44-ФЗ на всех федеральных площадках в сфере образования в качестве поставщика услуг. Торги проходят практически каждый месяц, недавно выиграл три аукциона по подготовке водителей и других специалистов на общую сумму более двух миллионов рублей. Речь идет о подготовке специалистов для Росгвардии, пограничной службы, Минобороны, МЧС и так далее. Кроме этого, недавно были выиграны аукционы для ФСИН и «Росатома» по подготовке водителей по перевозке опасных грузов.
Сейчас требуются не только водители, но и ответственные за безопасность дорожного движения, контролеры, отвечающие за выпуск автомобилей на линию, консультанты по безопасной перевозке опасных грузов, диспетчеры… Кроме того, занимаемся переподготовкой и повышением квалификации преподавателей-методистов, мастеров производственного обучения и так далее. То есть спектр профессионального обучения и дополнительного профессионального образования очень широкий, и при правильном подходе школа становится конкурентоспособной и финансово устойчивой организацией.
— В общем, необходимо быстрое реагирование на меняющуюся обстановку…
— Приведу такой пример. Как только Минтранс РФ ужесточил требования к подготовке специалистов по перевозке опасных грузов, в Санкт-Петербурге из двадцати учебных заведений осталось порядка шести, отвечающих новым требованиям. Чтобы попасть в эту группу, необходимо было переподготовить своих преподавателей в этой области так, чтобы они стали как минимум дипломированными консультантами со свидетельствами Минтранса РФ. Мы смогли выполнить это условие – следовательно, к нам идут за образовательными услугами в этой области.
Влекут не только руль и скорость
— На сайте автошколы значится, что курсантам военно-патриотических клубов и членам «Юнармии» при обучении полагается скидка. Надо думать, их привлекает не только это?
— У нас город воинской славы, раньше он носил название Ораниенбаум. И Ораниенбаумский плацдарм сыграл важную роль при обороне и освобождении Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Он не был захвачен фашистами и, героически сражаясь, сохранил свои дворцы, музейные ансамбли, памятники и большой парк. Здесь по льду Финского залива проходила так называемая Малая дорога жизни, соединяющая Ораниенбаум и Ленинград, а рядом с нами – «Малая Пискаревка», братская могила, на которой захоронено более 5 тысяч защитников города. Поэтому Ломоносов для нас является военно-патриотическим городом во всех отношениях.
В школах города созданы юнармейские классы, и у нас есть свой ВПК «ЮНТА», вместе мы активно участвуем во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых МРО ДОСААФ России Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тематических мероприятиях нашего города, в том числе к памятным датам, проводим уроки мужества в школах. И для той категории детей, которую вы упомянули, действительно предусмотрены скидки на обучение.
— А в спортивные акции школа входит в первую очередь своим автодромом?
— Ежегодно на нашей базе проходят различные автомобильные ралли, принимаем участие и в автопробегах. На следующий год планируем закупить картинги и багги и создать еще одну спортивную секцию. Кроме этого, при школе функционирует стрелковый клуб, где ребята сдают нормативы ГТО по стрельбе из пневматической винтовки. Существует при автошколе и пейнтбольный клуб «РПК-ДОСААФ», где каждые выходные на автодроме проводятся соревнования по пейнтболу, приезжают не только наши школьники, но и воспитанники кадетского корпуса МО РФ из Петергофа. В целом все идет в соответствии с планом спортивно-массовой работы на год.
— Как известно, Ломоносовская автошкола собирается обрести статус социально ориентированной некоммерческой организации?
— Мы подали документы в
Минюст, пока ждем решения. Полагаю, что статус СОНКО даст определенные преференции в различных сферах, налоговые льготы, а также те, которые помогут при участии в электронных торгах и аукционах.
Вел беседу Георгий МОРОЗОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ