Обнимая небо крепкими руками…
Есть люди, которые живут по своим, только им ведомым правилам и законам, им не страшны ни холод, ни жара, ни дождь, ни слякоть – они идут своей дорогой и вместе со своей судьбой пишут тот сценарий, который кажется им достойным и единственно верным. А в 85 лет они могут, например, прыгнуть с парашютом – назло всем болячкам и в память о своей молодости.
И хорошо, когда рядом с такими смельчаками оказываются те, кто может помочь, подсказать или подправить их жизненную повесть. Еще лучше – когда это целая организация, которая может стать главной отправной точкой, дающей верное направление. Я в гостях у ветерана ДОСААФ, майора в отставке Виктора Арчакова, за плечами которого 46 лет летного стажа, больше 2600 часов налета на 11 типах самолетов. Мы сидим на кухне квартиры в девятиэтажном панельном доме, листаем фотоальбом и беседуем о жизни. «Все началось с воронежского аэроклуба ДОСААФ, куда я пришел совсем зеленым мальчишкой. Ничего не знал и не умел, но твердо знал, что хочу стать летчиком-истребителем», — говорит мне Виктор Иванович.
В его удивительно ясных для преклонного возраста глазах появляется яркий огонек с проблесками авантюризма и какого-то куража, и почему-то сразу становится понятно, что этот человек умел идти к своей цели и воплощать мечты. По одному взгляду понятно!
Мысль стать летчиком родилась у него в окопе. Ребенком он прятался от немецких бомбардировщиков и видел, как воронежские улицы корчились от боли из-за брошенных с неба бомб. Маленький Виктор с надеждой вглядывался в небо и искал самолеты с красными звездами на борту. «Где они? Почему не сбивают фашистов? Вот вырасту, обязательно стану летчиком и буду бить врагов в небе» — так думал напуганный ребенок в далеком 1943 году. И этому обещанию, данному самому себе, он остался верен всю жизнь.
В 16 лет Виктор пришел в аэроклуб. В те времена ДОСААФ был прекрасной стартовой площадкой для всех, кто хотел научиться защищать Родину с воздуха, — аэроклубы принимали всех ребят, мечтавших стать летчиками, давали им первоначальные знания и навыки, а затем отправляли в летные училища, которые с удовольствием брали их для дальнейшего обучения. Сейчас, к сожалению, эта цепочка нарушена – обучение в тех нескольких аэроклубах, где еще сохранились авиационные виды спорта, почти ничего не значит ни для гражданских, ни для военных училищ. Потому и очереди туда не выстраиваются из подростков, стремящихся стать пилотами. А жаль, ведь это уникальная школа и самый лучший профотбор: будет человек пилотом или нет, видно уже в детстве.
— Когда я пришел в аэроклуб, в летное отделение уже не принимали — не было мест. И мне предложили пойти в парашютисты, — вспоминает Виктор Иванович. — Ладно, подумал я, можно и в парашютисты, лишь бы оказаться в небе. Свой первый прыжок я совершил, как сейчас помню, 10 мая 1952 года. Мне очень нравилось прыгать, но летать хотелось еще больше, поэтому на следующий год я все равно перевелся в летное отделение.
В то время в аэроклубе летали на УТ-2. Позже пришли Як-18, пополнив и без того солидную матчасть. ДОСААФ в те времена финансировал свои клубы щедро: в воронежском было два летных отряда, в каждом — по четыре самолета. Тогда государство понимало, что растить защитников Родины надо начинать сызмальства.
— Я остался в аэроклубе и на третий год, поскольку тогда объявили набор в гражданскую авиацию, а мы с ребятами хотели стать истребителями, и ничто не могло изменить нашу мечту, — продолжает вспоминать Виктор Иванович, листая свой фотоальбом. В нем много старых черно-белых фотографий, чуть утративших очертания, но сохраняющих дух ушедшей эпохи. — А потом нас отправили в школу первоначального обучения пилотов в Каменку Пензенской области. Группа собралась большая, человек 20, меня назначили старшим, вручили документы, личные дела. А когда мы приехали в училище, начальник предложил нам сразу зачислиться на второй курс, поскольку на первом учили летать на Як-18, который мы уже освоили. В общем, школу мы окончили экстерном — за год, правда, учились без выходных и увольнений, с утра и до ночи. После чего нас отправили в Батайск, в авиационную школу имени Серова, где учили летать на МиГ-15. Через год мы получили дипломы пилотов-техников, то есть умели не только летать, но и сами обслуживать самолеты.
Собственно служба началась в Ефремове, где уже через год Виктору Ивановичу присвоили звание старшего лейтенанта.
…На фото молодой человек в интересном костюме сплошь на шнуровке.
— Это ВК-1А, — комментирует мой визави, — высотный компенсирующий костюм, который защищает от перегрузок и в котором удобно выполнять фигуры высшего пилотажа.
Так ребята и служили, летали, повышали летное мастерство. А в начале 60-х Никита Хрущев решил, что если есть ракеты, то самолеты и летчики в большом количестве не нужны, и в стране начались мощные сокращения ВВС.
— Наш полк расформировали, восемь месяцев я был за штатом, — вспоминает летчик. — Очень переживал, что бездарно проходят дни и я теряю летные навыки. А когда прекратили платить зарплату — вернулся в Воронеж. Устроился техником в военпредство на Химзавод, там тогда испытывали двигатели для космических кораблей. А тут выходит приказ — всех годных пилотов вернуть на действительную службу. Так я вновь оказался в строю, но теперь уже на Севере — в 200 км от Мурманска, в поселке Луостари, в полку, где служил Гагарин.
Самый любимый летательный аппарат Виктора Арчакова — Ли-2, военно-транспортный самолет, созданный на базе американского Douglas DC-3. На нем он отлетал 1583 часа. Самолет свой очень любил. И даже снялся с ним в фильме «17-й трансатлантический» (режиссер — Владимир Довгань): перекрасили звезды на кресты и изображали фашистов. Правда, сам Виктор Иванович в кадр не попал, но зато теперь всегда может вспомнить свою родную машину, посмотрев кинофильм.
В 46 лет Виктор Арчаков уволился в запас. С аэроклубом связь не терял. Каждый отпуск приезжал в Воронеж и всегда отправлялся на встречу с друзьями детства и молодости. В солидном возрасте входил в Совет ветеранов аэроклуба, участвовал во всех мероприятиях, передавал ребятам свой опыт и знания.
Сейчас, к сожалению, совет работает не так активно, а вот региональное отделение ДОСААФ ветерана не забывает — поздравляет с памятными датами, приглашает к участию в патриотических мероприятиях. У Виктора Арчакова есть интересное увлечение — коллекционирование парашютных знаков, которых за последние годы он собрал больше двухсот. Пенсионер с удовольствием участвует в различных выставках и рассказывает всем, у кого появляется интерес, о значках и прыжках с парашютом. Любопытно, что тяга к собирательству появилась у него после выхода в отставку — до этого значки вручались ему как награда.
Пару лет назад Виктор Арчаков решил себя не обманывать, не бежать от желания подняться в небо и прыгнуть с парашютом и… прыгнул! В 82 года! Правда, в тандеме, поскольку строгий фельдшер аэроклуба не пускала его одного. А в нынешнем году решил повторить прыжок — он у него, кстати, 223-й по счету.
Виктор Иванович хитро прищуривается и говорит, что цифра эта ему не нравится — не круглая какая-то. И я понимаю, что на ней он не остановится и с началом нового летного сезона вновь отправится в свое путешествие по небу — хоть на парашюте в тандеме, хоть на Як-52 вдвоем с инструктором.
Такие люди, как Виктор Арчаков, — это настоящие профессионалы с большим человеческим достоинством, у каких учиться — великое счастье. Учиться быть честным перед самим собой и своим предназначением. Жить с этим каждый день, каждый миг. В настоящем. С собой настоящим…
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ