В одном строю Александр Невский, Чапаев и Максим
Отечественный кинематограф в годы Великой Отечественной войны.
Буквально через несколько часов после нападения Германии 22 июня 1941 года на нашу страну по радио набатом зазвучала гениальная музыка Сергея Прокофьева из знаменитого фильма «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой… За отчий дом, за край родной. Вставайте, люди русские!»
В 1938 году картина Сергея Эйзенштейна, рассказывающая о вторжении на Русь тевтонских рыцарей, воспринималась как предупреждение тем силам, которые решат посягнуть в любые времена на независимость нашего Отечества «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля» — завершающие титры этой легендарной ленты.
В 1941 году страна вступила в смертельную схватку с гитлеровскими полчищами. Выстояла. Победила. Вели к победе и подвиги наших предков на Чудском озере, поле Куликовом, под Бородино.
Великая Отечественная стала одним из наиболее значимых и плодотворных периодов советского кинематографа. За четыре года были созданы сотни короткометражных и полнометражных документальных и художественных фильмов, которые стали настоящей классикой отечественного и мирового кино.
Первыми обжигающую правду войны запечатлели военные кинооператоры. Бесценные материалы уникальной хроники сегодня хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Именно там, в канун 75-летия Великой Победы, будет открыт памятник человеку с кинокамерой, тем, кто вместе с солдатами шел дорогами войны, фиксируя каждый ее шаг, каждое событие, трагедию и подвиги. Чтобы донести правду о войне, они устремлялись в самое пекло, на передовую, не думая о том, что их жизнь может оборваться в одно мгновение. Более 250 фронтовых операторов вели съемки на огромном военном плацдарме — от Баренцева до Черного моря. В боях погиб каждый пятый, почти все оставшиеся в живых получили ранения и контузии. Так что три с половиной миллиона метров пленки, отснятой ими за 1418 дней войны, оплачены кровью. Последний кадр съемки оказывался последним кадром жизни.
Бригады кинодокументалистов работали и в Москве. Сегодня кадры рассказывают о жизни столицы военной поры, об историческом параде 7 ноября сорок первого года, с которого воины уходили прямо на фронт, чтобы дать отпор фашистам на полях Подмосковья.
И в это время в холодных, нетопленых монтажных комнатах «Союзкинохроники», расположенной на площади Киевского вокзала, шел монтаж фильма, который стал одним из самых ярких документальных свидетельств той героической эпохи, уверенности нашего народа в победе над злейшим врагом.
Документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» была создана режиссерами Ильей Копалиным и Леонидом Варламовым. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15 фронтовых операторов. Символично, что монтаж фильма был закончен в те дни, когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой.
«В огромном холодном павильоне, — написал в своих воспоминаниях Илья Копалин, — в студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками».
Картина вышла на экраны в 1942 году, была удостоена Сталинской премии. А вскоре уже под названием «Москва наносит ответный удар» ее увидели за океаном. Она настолько потрясла зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа. Правда, при прокате в США часть кадров была вырезана: страшная правда о войне оказалась не для нервов американских зрителей.
Из материалов, снятых операторами на передовой, в партизанских отрядах, на кораблях, подлодках, в самолетах, монтировались такие фильмы, как «Ленинград в борьбе», «Черноморцы», «Сталинград». И, наконец, фильм Романа Кармена «Суд народов», посвященный разоблачению преступлений германского фашизма и его главарей на Нюрнбергском процессе, стал завершающей точкой в документалистике военной поры.
Сражающимся искусством с первых дней войны стало и игровое кино. Было решено на время отложить уже запущенные в производство полнометражные художественные фильмы и сосредоточиться на создании короткометражных картин, объединенных в киносборники. Первый «Боевой киносборник» вышел уже через месяц, 2 августа. Сценарий писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. В небольших зарисовках прославлялись боевые качества советских воинов, воспевался непоколебимый дух советского народа, высмеивались трусость и жестокость фашистских оккупантов. Выпуски вдохновляли, настраивали на победу, помогали преодолевать тяжелые испытания. «Боевые киносборники» немедленно отправлялись на передовую, к солдатам. В создании этих сборников, выходивших под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!», принимал участие весь цвет советской кинематографии. Короткометражки снимали Всеволод Пудовкин, Григорий Александров, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Борис Барнет… Участвовали любимые народом актеры. Чапаев Бориса Бабочкина не тонул, а увлекал красноармейцев в новую атаку. Напутствовал с экрана бойцов Борис Чирков, которого зрители полюбили в трилогии о Максиме. Любовь Орлова, письмоносица из «Волги-Волги», доставляла бойцам на фронт весточки от любимых. Начатая в Москве работа продолжалась и во время эвакуации московской, ленинградской и киевской киностудий в Среднюю Азию.
В Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Именно здесь, в непростых условиях военного времени, были созданы подлинные шедевры, фильмы, которые и сегодня берут за живое, волнуют до глубины души. Темы этих лент заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. И побеждать.
Тема патриотизма, беззаветной любви к Родине, защиты Отечества от захватчиков, ставшая важной в 30-е годы, получила убедительное высокохудожественное воплощение в кино военной поры.
Первым полнометражным фильмом, созданным в 1942 году на объединенной киностудии, стала картина Ивана Пырьева «Секретарь райкома» с замечательным актером Василием Ваниным в роли организатора партизанского движения в немецком тылу. А на фронте сражались «Два бойца» Леонида Лукова (1943 г.) с незабываемым актерским дуэтом — Борисом Андреевым и Марком Бернесом. Потрясал фильм 1943 года режиссера Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину». Но мало кто знал, как слились в нем трагедии героини картины и исполнительницы главной роли. В последний день съемок Вера Марецкая получила похоронку с фронта: погиб ее муж.
Суровая правда войны в картине Марка Донского «Радуга» по роману Ванды Василевской в том же 1944 году была отмечена «Оскаром». Знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня» стало для поэта и темой киносценария одноименного фильма 1943 года режиссера Александра Столпера, где Валентина Серова, исполнительница главной роли, создала образ женской верности, хранимой «всем смертям назло».
Недавно, когда отмечалось 75-летие со дня окончательного снятия блокады Ленинграда, телевидение показало фильм «Жила-была девочка» режиссера Виктора Эйсымонта. И хотя картина снималась за тысячи километров от блокадного города в Ташкенте в 1944 году, она и через три четверти века воспринимается как документальное свидетельство истории. А последние кадры — огни праздничного салюта над Невой — словно ожидание великой приближающейся победы, к которой, как и миллионы советских людей, шли герои картины 1944 года Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» с прекрасным дуэтом Марины Ладыниной и Евгения Самойлова.
Одновременно в Алма-Ате продолжалась работа и над фильмами, приостановленными в начале войны. Именно здесь заканчивал работу над первой серией исторической эпопеи «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн.
Иван Пырьев завершил начатую в Москве в первые дни войны музыкальную комедию «Свинарка и пастух». Юлий Райзман завершил картину «Машенька» с Валентиной Караваевой и Михаилом Кузнецовым. Двое молодых людей стояли на пороге великих испытаний.
Нина Баталова, Татьяна Сергеева.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ