Любовь к делу, которая длится 40 лет
Форумы, где делятся своими впечатлениями обучавшиеся в белгородской школе ДОСААФ водители, нередко содержат похожие по тональности сообщения. Процитируем некоторые, сохраняя орфографию и пунктуацию.
«Самая лучшая автошкола!!! по теории только к Зубареву!!! а вождению учиться у Стеценко!!!»
«У меня лучший учитель Зубарев Юрий Николаевич и самый лучший инструктор Катунин Алексей Владимирович».
«Обучение вели настоящие мастера своего дела: Зубарев Юрий Николаевич (теория) и Мясников Валерий Николаевич (инструктор по вождению). Теория просто «разжевывалась»… Нам очень повезло с преподавателями, огромное человеческое спасибо!»
«Хочу выразить искреннюю благодарность Ерохину Алексею Евгеньевичу, Зубареву Юрию Николаевичу и Максиму Леонидовичу Петрякову за их прекрасные, на высшем уровне профессионализма уроки!!»
А потому неудивительно, что в 2015 году Юрий Зубарев, чей стаж работы в оборонной организации насчитывает 40 лет, был награжден грамотой председателя ДОСААФ России за победу в номинации «Лучший преподаватель ДОСААФ России».
Как ученик стал учителем
Когда я после института начал работать на предприятии, главный механик треста сказал: «Надо водительские права иметь». Обучался вождению в спортивно-техническом клубе ДОСААФ железнодорожного узла, был в Белгороде такой СТК. В декабре 1979-го закончил обучение, и наш преподаватель полковник в отставке Носов сделал интересное предложение: «Ты молодой, хорошо разбираешься в правилах, хорошо экзамены сдал, а у нас в январе новый набор, не хочешь ли взять группу мне в помощь?»
И в январе 1980-го я начал вести занятия в группе из 25 человек. На экзаменах у всех показатели были высокие, так что предложили продолжить это дело. Вот такими получились первые шаги.
Обучение шло на базе «Москвича-412», еще «Волга» была 21-я. Вел я теорию и на мотоциклетных курсах. В общем, несколько лет помогал, все уже привыкли, что в случае необходимости выручу. И уже не помню, в каком году, но обратились ко мне: «Не хотите ли работать в областном ДОСААФ?» Там как раз преподаватель ушел, а на прежнем месте учебный класс переезжал из одного помещения в другое, где-то даже еще стояли старые косые парты. Потом его и вовсе закрыли. Выпустил я очередную группу и принял предложение. Зарплата преподавателя не слишком отличалась от зарплаты инженера, разницы практически не было.
Создавая своими руками
Конечно, условия для обучения в те годы были не сравнить с нынешними. Плакаты, иллюстрирующие устройство легкового автомобиля, покупал сам в киоске на вокзале целыми рулонами. Потом их разрезали, наклеивали на картонные листы, благо кто-то из ребят принес картон. Нюансы объяснял, рисуя мелом на доске.
В то время к центральному трехэтажному корпусу сделали двухэтажную пристройку, там класс теории с помощью учеников мы со старшим мастером самостоятельно обустраивали. Обучался вождению один художник, так он очень красиво нарисовал элементы разметки, потом это наклеили на стенды. Другой стенд сделали про светофорное регулирование. Был в какой-то группе главный инженер, и благодаря ему удавалось доставать материалы для наглядных пособий. Например, принесли старый двигатель, разрезали и поставили его на поворотную платформу, чтобы показывать ученикам. То же самое сделали с мостом от ЗИЛа-130.
Хочу отметить, что теорию я преподавал в большей степени гражданам, записывавшимся по собственному желанию, то есть в хозрасчетных группах. Но и по линии военкомата направляли курсантов, объяснял им устройство КамАЗа. И что характерно, будущим воинам как раз и интересен внутренний мир автомобиля. Много дополнительных вопросов – про аккумуляторы, стартеры и так далее.
А у тех, кто пришел учиться для себя, особенно у женщин, это не вызывало большого энтузиазма. Да и учебных часов по данной теме выделялось меньше, чем на знакомство с правилами дорожного движения и прочими делами.
В том классе я долго проработал, и сейчас иногда возникает желание туда пойти, хотя, конечно, в помещении уже все не так.
Не компьютером единым
Разные времена пришлось застать, происходили изменения то в худшую, то в лучшую сторону. ДОСААФ переименовывался в РОСТО и обратно, но из оборонной организации я никуда не уходил. Хотя предложений было немало, всякие бизнесмены открывали водительские курсы, кадры им требовались. Однако я прислушивался к мнению старших товарищей, да и сам, выступая перед слушателями, подчеркивал: «Курсов в Белгороде много, а настоящая автошкола одна – досаафовская».
И от старой методики полностью не отказывался. Сейчас везде телевизоры, компьютеры, иные преподаватели, облегчая себе работу, включают запись – и вся его деятельность сводится к нажиманию кнопочек. В принципе компьютерные программы хорошие, там все расписано: коробка передач, полный привод, передний привод… Но я считаю, что должен объяснить материал сам, читаю лекцию полностью. И даже металлическая доска с магнитиками может пригодиться.
Вот кто-то задал вопрос – и я могу сразу же на доске нарисовать ситуацию, очень удобно. Сейчас обучение идет на базе «Лады», но и про другие автомобили речь заходит, конечно.
Без права на ошибку
Нередки случаи, когда люди хотят попасть именно в мою группу. Допустим, когда-то двадцать лет назад родители учились, а теперь дочке рекомендовали. Или жена, получив права, сагитировала мужа, а тот еще и свою сестру захватил. Бывало, я в отпуске, но желающие не записываются тотчас же, ждут, когда на работу выйду.
Когда-то вел шесть групп, теперь за тот же период веду девять, потому как в ГИБДД изменились требования: в группе должно быть не больше 20 человек, а не 30, как ранее. И действительно, если на экзамен привел хоть одного «лишнего», выражают претензии. Очень много было у меня групп, где все сто процентов экзамен сдавали, но тогда испытуемый имел право сделать две ошибки в билете из 20 вопросов.
Теперь условия ужесточились, за один прокол следует пять дополнительных вопросов по теории, и ошибаться уже нельзя. То есть пришел – обязан все решить. Поэтому в девяти группах попадается от силы три-четыре срезавшихся.
И еще на внутреннем экзамене порой мы сами видим, что человек не готов сдавать гаишникам, и его учебная часть не допускает.
Школа видна сразу
На базе автошколы регулярно проходят соревнования, в том числе и по линии ГИБДД. Было дело, и я участвовал – более ста фирм со всей области мерились силами в теории и практике. Инструкторы соперничали в фигурном вождении, причем тесты сложные: например, задним ходом заехать в бокс меньших размеров, чем на экзамене. А мы, преподаватели, решали задачи по правилам движения из экзаменационных билетов на время. И Белгородская школа заняла первое место!
Борьба сейчас острая не только на таких соревнованиях, конкуренты стараются заманить учеников к себе, предлагая привлекательные финансовые условия. Но к ним больше идут те, кого качество не волнует, лишь бы корочки выдали. А нам гаишники не раз говорили: «По манере езды сразу видно – этот водитель прошел школу ДОСААФ».
Записал Георгий МОРОЗОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ