Третий союзник – российский предприниматель
Среди многочисленных наград президента и основателя российского холдинга Zenden Group Андрея Павлова есть и грамота ДОСААФ России. Она была вручена Андрею Васильевичу как сопредседателю московского регионального отделения «Деловая Россия» за личный вклад в создание выставочной экспозиции «Аллея памяти 6-й роты» и активное участие в военно-тактической игре, посвященной подвигу псковских десантников.
«Не каждому доверено умирать за Родину»
— Ваши юные годы прошли в Ленинградской и Новгородской областях – краях, опаленных Великой Отечественной войной. Насколько ощущались ее отголоски и три-четыре десятка лет спустя?
— Я родился в селе Петровском Ленинградской области, наша семья жила в деревне Ромашки, а потом отцу предложили работу в Новгородской области. И мы переехали в районный центр Поддорье, неподалеку от которого находилась родная деревня отца — Заручевье.
Действительно, это места ожесточенных боев. И вместе с другими ребятами мы постоянно искали в лесах старые боеприпасы, а потом разжигали костер и вытапливали тол. Занятие небезопасное, «прилетало» многим. И мне в том числе, но легко отделался.
— Надо полагать, приобщение к военной тематике этим не ограничивалось?
— Разумеется, я знал историю своего края. Но ее невозможно было не знать, потому что сталкивался с ней на каждом шагу. Моя мама трудилась агрономом в колхозе имени капитана Масловского. Гвардии капитан Гавриил Масловский, ленинградец, в январе 1944 года получил задание: проникнуть в расположение врага в районе Поддорья и взорвать склады с боеприпасами и горюче-смазочными материалами. Офицер понимал, что назад он не вернется. И перед тем, как отправиться в свой последний бой, написал письмо своему сыну Юре. Я знал его практически наизусть: «Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину… Славному городу Ленина — колыбели революции — грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови».
В детстве я перечитал все произведения о войне, которые попадались. Сборник «Герои Советского Союза» стал, по сути, настольной книгой, повествовавшей о подвигах Ивана Кожедуба, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Лёни Голикова — кстати, пионера из соседнего района.
— Эти имена широко известны. Но ведь Победа ковалась и тысячами людей, которым не досталась всенародная слава…
— Да, и знаете, какой случай меня поразил в свое время? В феврале 1942 года из-под Новгорода в блокадный Ленинград ушел партизанский обоз — двести двадцать подвод с зерном, крупой, мясом и так далее. Пройти триста километров по территории, занятой немцами, перебраться через линию фронта — уму непостижимо!
Еще в школьные времена мне хотелось, чтобы ни одно имя участника войны не оказалось забыто. И возглавлял отряд «Поиск», который ухаживал за мемориальным кладбищем «Самбатово», оно неподалеку от Поддорья. Там лежит восемь с половиной тысяч человек, увы, есть и безымянные могилы.
Уроки «Вымпела»
— Несколько лет назад вы организовали в Заручевье военно–патриотический лагерь «Вымпел». Это потребовало больших затрат?
— Вложили значительные средства. Построили жилые домики, сделали вышку, тир, полосу препятствий, обеспечили ребят формой. Местные попадали сюда бесплатно, детям из других регионов путевка обходилась максимум в восемь тысяч рублей за две недели. Мальчишки и девчонки проходили тактическую подготовку, обучались стрельбе, осваивали скалолазание и прочее. Все это под руководством офицеров, ушедших в отставку, спортивных инструкторов, детских психологов. Но главным я считал воспитание любви к Родине.
— На примере своей армейской службы в том числе?
— Я попал в Москву, в Первую отдельную бригаду охраны Минобороны и Генштаба. Помню, в первое увольнение пошел на Красную площадь. А так от нас требовались прежде всего отменная строевая подготовка и знание устава караульной службы.
Но дело даже не в этом. Ведь надо начинать разговор не с 1990-х годов, когда я призывался, а уходить в глубь веков.
У меня в кабинете два портрета Александра Васильевича Суворова — любимого полководца, всегда бережно относившегося к своим солдатам. И при этом не проигравшего ни одного сражения, а их под началом Суворова было сорок одно!
А взять Первую мировую войну? В августе 1915-го немцы, штурмовавшие крепость Осовец, применили газы. И солдаты 13-й роты 226-го Землянского полка, получившие отравление хлором, устремились в штыковую. В историю это вошло под названием «атака мертвецов». Обо всем этом обязательно надо рассказывать.
— Много ли ребят прошло через лагерь «Вымпел»?
— В 2015-м провели шесть смен, это более полутысячи мальчишек и девчонок. В 2016-м — тоже шесть смен. Были мысли развиваться, создать в соседнем селе Перегино круглогодичный федеральный центр подготовки инструкторов для военно-патриотических лагерей. Но пошли некорректные действия со стороны местных чиновников, это отдельная история. Дальше идея организации таких лагерей была связана уже с другими регионами.
Вызывая огонь на себя
— Вы взяли на себя обязательство установить в разных регионах страны бюсты псковских героев-десантников. Сказался ли тот факт, что Псковская область — исторически не чужая для вас?
— Многие важные проекты рождаются спонтанно. Так получилось и с памятниками бойцам 6-й роты. Идея увековечить подвиг и память о нашем земляке Евгении Исакове переросла во всероссийский проект установки бюстов всех героев, независимо от места рождения, учебы или службы.
— Размышляли ли когда-нибудь о том, как повели бы себя, оказавшись в той ситуации против превосходящих сил противника? Или это тот случай, когда человек не знает заранее, на что способен и к чему готов, все проявляется непосредственно на поле боя?
— На месте бойцов 6-й роты я (да и многие другие) поступил бы так же. Сам факт нахождения каждого десантника именно там говорит о том, что они готовы были защищать свою Родину и умирать за нее.
В своем основном бизнесе я долгие годы находился и нахожусь под прицелом экономических «террористов», это различные схемщики, контрабандисты и контрафактчики. Под огнем «союзников» — тех, кто должен помогать белому бизнесу, а по факту ставит палки в колеса…
Оборачиваясь назад, могу сказать: и в бизнесе, и в общественной деятельности постоянно вызываю огонь на себя. Что сильно бьет и по бизнесу, и по эмоциональному состоянию. Но, вспоминая героев 6-й роты, Беслана, «Норд-Оста», кусаешь губы и делаешь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
— Как складывались ваши отношения с ДОСААФ России?
— Моя компания и мой личный опыт могут быть полезны ДОСААФ, поскольку мои взгляды совпадают с задачами, поставленными перед добровольным обществом. Плюс у нас есть возможность спонсировать эти проекты. В наше время, когда на воспитание молодого поколения выделяется немного средств, помощь предпринимателей очень важна.
— В качестве функционера организации «Деловая Россия» вы участвовали в совместных мероприятиях с Ассоциацией военно-патриотических клубов ДОСААФ России, вошли в состав правления этой организации…
— Являясь членом правления АВПК ДОСААФ, собственные проекты считаю нашими общими. Тем более для меня очень важна поддержка нашего председателя генерал-полковника Александра Петровича Колмакова.
Я ратую за то, чтобы в пословице «У России есть всего два союзника — армия и флот» добавился и третий союзник — российский предприниматель!
Вел беседу Георгий МОРОЗОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ