День Воздушного флота России — праздник всех, кто связан с полетом
Постановлением Совнаркома от 28 апреля 1933 года № 859 был учрежден праздник, отмечавшийся 18 августа, — День Воздушного флота СССР (День авиации). В 1980 году установили эту дату отмечать ежегодно в третье воскресенье августа, а в 1992 году было изменено название праздника — День Воздушного флота России.
В 1997 году для утверждения преемственности военной авиации Российской империи и послереволюционных отечественных ВВС был установлен День Военно-воздушных сил, который празднуется 12 августа. В 2006 году с целью упорядочения празднования почти совмещенных во времени дней авиации указом президента было предписано проводить все праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню ВВС, в День Воздушного флота России, то есть в третье воскресенье августа.
В постановлении от 1933 года указывалось, что День Воздушного флота СССР устанавливается в честь выдающихся достижений ученых, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, летно-технического состава ВВС в деле укрепления обороноспособности Советского государства.
Как известно, труды Николая Егоровича Жуковского (1847 — 1921), Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869 — 1942), Владимира Петровича Ветчинкина (1888 — 1950) и других ученых легли в основу отечественной авиационной науки.
Опираясь на авиационную науку, Сергей Владимирович Ильюшин (1894 — 1976), Семен Алексеевич Лавочкин (1900 — 1960), Артем Иванович Микоян (1905 — 1970), Николай Николаевич Поликарпов (1892 — 1944), Павел Осипович Сухой (1895 — 1975), Андрей Николаевич Туполев (1888 — 1972), Александр Сергеевич Яковлев (1906 — 1989) и другие советские авиаконструкторы создавали самолеты, на которых наши летчики в Великую Отечественную войну поражали противника в воздухе и на земле.
Много сил и труда вложили в авиапромышленность в советские годы Петр Ионович Баранов (1893 — 1933), Михаил Моисеевич Каганович (1888 — 1941), Алексей Иванович Шахурин (1904 — 1975), Петр Андреевич Воронин (1903 — 1984) и другие.
Наша страна помнит и чтит имена знаменитых летчиков Михаила Михайловича Громова (1899 — 1985), Ивана Никитовича Кожедуба (1920 — 1991), Александра Ивановича Покрышкина (1913 — 1985), Бориса Феоктистовича Сафонова (1915 — 1942), Степана Павловича Супруна (1907 — 1941), Валерия Павловича Чкалова (1904 — 1938) и других.
Исправность, боеготовность и надежность самолетов и их вооружения в воздухе обеспечивал в войну инженерно-технический состав, обучавшийся в авиационно-технических учебных заведениях, на различных курсах и в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, которой в этом году исполняется 100 лет.
Значительный вклад в дело подготовки инженерно-технического состава внесли руководители и преподаватели «Жуковки»: Сергей Михайлович Белоцерковский (1920 — 2000), Елена Сергеевна Вентцель (1907 — 2002), Юрий Павлович Доброленский (1917 — 1993), Виктор Сергеевич Кулебакин (1891 — 1970), Владимир Семенович Пугачев (1911 — 1998), Владимир Сергеевич Пышнов (1901 — 1984), Николай Александрович Соколов-Соколенок (1902 — 1972), Борис Сергеевич Стечкин (1891 — 1969), Петр Андреевич Хадеев (1901 — 1977), Сергей Григорьевич Хорьков (1895 — 1938), Борис Николаевич Юрьев (1891 — 1970) и др.
Дни авиации начиная с 18 августа 1933 года отмечались торжественно. Первыми выступали парашютисты-спортсмены и летчики Осоавиахима (ДОСААФ), затем появлялись пилотажные группы ВВС, демонстрировались новые самолеты. Летчики, следуя традиции первого советского массового воздушного праздника 1925 года (тогда летали самолеты, скрепленные лентами), каждый год старались показать в воздухе какое-либо новшество. Однако главным критерием силы и могущества нашей авиации стала война. Она изобиловала уникальными подвигами летчиков.
Удивительным и неповторимым представляется подвиг летчика Александра Константиновича Горовца, который в одном воздушном бою сбил девять (!) фашистских самолетов. Причем девятый — тараном!
Произошло это 6 июля 1943 года во время Курской битвы. Тогда А. К. Горовец в составе эскадрильи самолетов Ла-5 под командованием капитана В. И. Мишустина вылетел для патрулирования воздушного пространства над селами Владимировка, Зоринские Дворы и Ольховатка (Белгородская область). В 19 часов 40 минут, когда кончилось время патрулирования, эскадрилья отвернула к своему аэродрому. В ее боевом порядке замыкающей парой летели Александр Горовец (ведущий) и Василий Рекунов (ведомый). Вдруг вынырнувший из облаков немецкий истребитель Ме-109 устремился в атаку на замыкающую пару. Одновременно появилось еще несколько немецких истребителей. Рекунов для прикрытия ведущего сманеврировал навстречу мессерам, а Горовец, увидев в этот момент 20 бомбардировщиков Ю-87, которые перестраивались в цепочку для бомбометания по нашим войскам, стремительно атаковал их и сбил головной юнкерс. Горовец не смог сообщить командиру эскадрильи о появлении вражеских пикировщиков, так как Мишустин его не услышал (у него была разбита радиостанция). Поэтому начался бой одного Ла-5 с превосходящими силами противника.
После сбития флагмана Горовец стал уничтожать «лаптежников» (так прозвали Ю-87 за неубирающиеся шасси) одного за другим короткими очередями из пушки. Чтобы наверняка поразить противника, летчик приближался к вражеским самолетам на минимальную дистанцию. В ходе боя второй подбитый юнкерс развалился в воздухе, третий вспыхнул и стал падать с нарастающей скоростью к земле. Оставшиеся бомбардировщики пытались рассредоточиться, но Горовец, преследуя их и делая заход за заходом, сбил еще пять «лаптежников». После израсходования боекомплекта отважный летчик срезал часть хвостового оперения девятого юнкерса винтом своего самолета. Искусно проведенный таран стал смертельным и для этого Ю-87. Затем Горовец развернулся в направлении своей базы, однако уже на маршруте одинокий «лавочкин» был атакован четырьмя истребителями Ме-109. Самолет Александра не мог маневрировать в полную силу из-за повреждения, полученного при таране. Поэтому одна из очередей фашистов оказалась роковой. После нее Ла-5 почти отвесно пошел к земле. Горовец пытался воспользоваться парашютом, но не успел. Самолет упал в воронку от авиабомбы. Вследствие этого и других обстоятельств самолет и останки героя-летчика нашли только в 1957 году. Также были найдены документы и некоторые личные вещи А. К. Горовца.
28 сентября 1943 года Александру Константиновичу Горовцу было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Уникальность проведенного Горовцом воздушного боя заключалась в том, что в ходе его практически каждый боеприпас Ла-5 попадал в маневрирующую цель. Это представлялось невероятным, однако свидетелей уникального победного боя одного против 20 было более чем достаточно. Нашли на земле и девять сбитых самолетов противника. Так, в Александре Горовце соединились замечательные качества летчикабойца — мужество и мастерство, залог победы в воздушном бою.
На месте захоронения А. К. Горовца установлен его бюст, находящийся недалеко от 598-го километра магистрали Москва — Симферополь.
Из биографии героя: родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы Сенненского района Витебской области. Учился в Лесном техникуме в Полоцке. В 1932 году начал службу в Красной армии. В 1935 году окончил в Ульяновске Объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима. Школа готовила инструкторов-летчиков, инструкторов-авиатехников и инструкторов-летчиков-парашютистов. Работал инструктором аэроклуба Осоавиахима в г. Шахты Ростовской области. Совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 немецких самолетов лично и 6 в группе.
В настоящее время российские летчики на отличной отечественной авиатехнике решительно пресекают любые попытки нарушения нашего воздушного пространства чужими летательными аппаратами, а их соратники с честью выполняют миссию борьбы с террористами в Сирии. Они вместе со всеми авиаторами России достойно сохраняют и приумножают славные традиции наших предков — создателей отечественного военного и гражданского Воздушного флота.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ