100 лет отечественному танкостроению
31 августа 1920 года принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. Сто лет назад в этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка.
Работы по созданию танка сормовичи начали 29 сентября 1919 года. В августе 1920 года первый танк был полностью готов, и 1 сентября комиссар Центроброни Иван Христианович Гаугель телеграфировал в Москву: «Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба орудия».
Первый отечественный танк стал модификацией легкого танка известной французской автомобильной фирмы «Рено», который выпускался с 1917 года. Renault FT-17 — первый серийный легкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения, разработан в 1916 — 1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Модифицированный вариант выпускался в Советской России под названием «Рено-русский».
Как французский танк попал в Россию и на завод «Красное Сормово»? Страны Антанты — Франция и Великобритания — в годы Гражданской войны поддерживали Белое движение и в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А. И. Деникина поставляли на Южный фронт вооружение, в том числе танки. В декабре 1918 года с транспортных судов в порту Одессы были выгружены 20 французских танков Рено ФТ-17. В марте 1919 года под станцией Берёзовка недалеко от Одессы бойцы РККА атаковали французские части. В качестве многочисленных трофеев, доставшихся красноармейцам, были четыре танка «Рено». Один из них было решено направить в Москву — подарок Председателю Совета Обороны В. И. Ленину к 1 Мая.
Ленин отнесся к подарку с большим интересом. Советское правительство приняло решение начать производство в РСФСР собственных танков, используя в качестве образца боевой трофей. В условиях Гражданской войны, когда не хватало топлива, сырья, материалов, это было непростой задачей. 10 августа 1919 года решением Совнаркома и Совета военной промышленности в качестве предприятия для изготовления танков был определен нижегородский завод «Красное Сормово». И не случайно: это предприятие давно снискало славу завода-универсала и имело немалый опыт по созданию бронированной техники (в годы Гражданской войны на заводе было построено 30 бронепоездов и 20 бронированных судов).
Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением и взяли обязательство изготовить первый танк к лету 1920 года, а концу года изготовить 15 танков. Была создана оперативная группа из 16 человек — отличные специалисты и мастера своего дела. Трофейный танк, присланный на «Красное Сормово» в трех крытых вагонах, в разобранном виде, больше походил на груду металла. В нем отсутствовали важнейшие узлы, не было мотора и других ценных деталей. В сжатые сроки были изготовлены для производства рабочие чертежи. Многое пришлось конструировать вновь: коробку скоростей, бортовые фрикционы, приводы управления и др.
Через несколько месяцев самоотверженной работы сормовичей, 31 августа 1920 года, из ворот дизельного цеха вышел первый образец, который назвали «Борец за свободу товарищ Ленин». В целом «Рено-русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира-стрелка. Русский «Рено» по своим характеристикам не уступал французскому прототипу, а по отдельным показателям, таким как максимальная скорость и бронирование, даже превосходил его.
Испытания первой машины проводились с 13 по 21 ноября 1920 года. «Борец за свободу тов. Ленин» успешно прошел все испытания на проходимость, подъем и маневренность. Члены испытательной комиссии отправили на имя В. И. Ленина «Краткую справку об изготовлении первого танка», где говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу». Первым водителем-испытателем танка был слесарь сормовского завода Иван Алексеевич Аверин.
Всего с июля 1920-го по май 1921 года было изготовлено 15 танков, на 10 из них планировалось установить 8-мм пулеметы Гочкиса образца 1914 года, на пяти — 37-мм пушки Гочкиса. Впоследствии было принято решение вооружить пушками все танки «Рено-русский». Эта машина стала первым в мире танком, оснащенным смешанным пушечно-пулеметным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставалась единственным в мире танком с таким вооружением.
Главная заслуга русского «Рено» — он был первым советским танком. Полученный при его изготовлении опыт позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков МС-1.
Символично, что в строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин, создатель и первый конструктор легендарного советского среднего танка Т-34. В 1918 году красноармеец Кошкин участвовал в боях под Царицыном и Архангельском, был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород. Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил слесарем на завод, где участвовал в сборке первых отечественных бронированных машин.
В годы Великой Отечественной войны заводу «Красное Сормово» вновь довелось строить танки. Постановлением ГКО № 1 от 1 июля 1941 года судостроительному заводу «Красное Сормово» предписывалось перейти на выпуск боевых машин. Трудовым подвигом сормовичей в 1941 — 1945 годах стал выпуск более 13 тысяч танков Т-34. Но это уже другая история — история Великой Отечественной войны…
Сергей Волков,
по материалам завода «Красное Сормово».
krsormovo.nnov.ru
ЛЮДИ ГОВОРЯТ