Не только большой калибр имеет значение
В декабре 1931 года вышло постановление советского правительства о производстве крупнокалиберного авиационного пулемета. Пулемет, получивший название ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационный крупнокалиберный), успешно прошел испытания и был принят на вооружение. При проведении дальнейших испытаний выяснилось, что конструкция пулемета ШВАК позволяет без радикальных изменений конструкции увеличить калибр до 20 миллиметров. Получение такого калибра переводило ШВАК в другой класс вооружения — автоматическая пушка.
Борисом Гавриловичем Шпитальным были предложены несколько проектов автоматической пушки под калибры от 20 до 50 мм. Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпущен вариант штурмовика Ил-2, вооруженный пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Испытания показали, что летные данные Ил-2 с этими авиапушками заметно снизились, самолет стал более сложным в пилотировании. Да и прицельная стрельба значительно страдала из-за сильной отдачи.
В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы Александр Эммануилович Нудельман и Александр Степанович Суранов), в которой использовалось ленточное питание, что позволило повысить скорострельность до 240 — 260 выстрелов в минуту.
По мнению летного состава, летавшего на Ил-2 с пушками НС-37, штурмовик при атаках малоразмерных целей не имел преимуществ перед самолетами, вооруженными пушками калибра ШВАК. Тем не менее на базе НС-37 было создано новое оружие, специально под которое был спроектирован и построен истребитель Як-9К (К — крупнокалиберный). Пушка НС-45 имела калибр 45 миллиметров. Таким калибром в начале войны далеко не все танки могли похвастаться, а здесь — самолет.
В конце Великой Отечественной войны была разработана авиационная пушка калибра 57 миллиметров. НС-57 стала первой и единственной авиапушкой такого калибра в мире, установленной на реактивном истребителе и успешно прошедшей испытания.
До начала 50-х годов разрабатывались авиационные пушки больших калибров. Так, велись работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось устанавливать на бомбардировщиках Ту-2 и Ту-4, так как существовавшие в то время истребители просто физически не могли нести такую «царь-пушку» из-за ее веса и сильной отдачи.
Однако развитие реактивной авиации и появление ракетного оружия кардинально изменили тактику ведения воздушного боя, гонка за большими калибрами пушек смысла уже не имела. Работа над авиационным вооружением стала идти по другим направлениям.
Все возрастающая скорость истребителей и бомбардировщиков потребовала увеличения темпа стрельбы по таким целям.
Одной из оригинальных идей стала разработка в ОКБ-16 (ныне — КБ Точмаш имени А. Э. Нудельмана) револьверной пушки системы Арона Рихтера. Скорострельность этой пушки, получившей наименование Р-23, была поистине рекордной — до 2500 выстрелов в минуту. Тем не менее Р-23 оказалась сложной в производстве и недостаточно надежной. Автоматическая пушка Р-23 устанавливалась только на дальних бомбардировщиках Ту-22, на других самолетах она так и не появилась.
ТТХ авиационной пушки ГШ-23
Калибр – 23 мм; длина ствола – 1000 мм; темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту; питание – лента; начальная скорость снаряда – 715 м/с; секундный залп – 9,8 кг/с; управление стрельбой – электрическое; масса – 50 кг.
Тульские мастера тоже не оставались в стороне. Конструкторы-оружейники Василий Петрович Грязев и Аркадий Георгиевич Шипунов возглавили работу над своим вариантом автоматической 23-мм пушки. Разработчикам удалось создать легкое и компактное орудие с хорошей скорострельностью. Тульская пушка получила два ствола, связанные общим механизмом, обеспечивающим их поочередную работу. Автоматика перезаряжания пушки, получившей наименование ГШ-23, приводится в действие единым газоотводным двигателем, в который пороховые газы поступают при выстрелах. Подача боеприпасов в стволы производится из одной патронной ленты.
Схема, применяемая в ГШ-23, позволила добиться не только высокой скорострельности до 2500 выстрелов в минуту: каждую секунду из стволов вылетает полсотни снарядов! Использование двуствольной системы позволило отказаться от принудительного охлаждения, живучесть стволов возросла, также улучшились и эксплуатационные характеристики. В дальнейшем темп стрельбы пушки ГШ-23 удалось повысить до 3400 выстрелов в минуту.
В ходе серийного производства в конструкцию пушки продолжали вноситься различные изменения, в частности, менялась конструкция ствола, вводились ребра охлаждения, что позволило еще больше повысить живучесть.
Автоматическая пушка ГШ-23 была принята на вооружение ВВС СССР в 1965 году и спустя короткое время стала одним из самых распространенных видов авиационного вооружения. Пушки ГШ-23 устанавливались на истребителях, штурмовиках и вертолетах разных типов, а также в кормовых оборонительных огневых установках дальних бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов.
Производство модификаций 23-мм двухствольной авиационной пушки ГШ-23 продолжается на прославленном предприятии — Заводе имени В. А. Дегтярева.
По материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ