Место, где прошлое встречается с будущим
Юлия Сигорская — биолог по образованию, после академии работала в Институте физиологии растений имени К. А. Тимирязева. Но 90-е годы для науки были не лучшими, и в какой-то момент молодых ученых отправили домой, закрыв многолетний научный проект.
Но Юлия Александровна не растерялась, а пошла преподавать в школу биологию и географию. И уже начала втягиваться в это дело, однако судьба распорядилась иначе, подарив ей главную роль в совершенно другой истории.
Дело было так.
Родители Юлии долгие годы выписывали научно-популярный журнал «Наука и жизнь». Однажды очередного номера в почтовом ящике не оказалось, и Юлия отправилась за ним в редакцию.
— Поехала за пропущенным номером, а нашла работу, — вспоминает Юлия Александровна. — Начинала корреспондентом, познакомилась с прекрасными журналистами и популяризаторами науки, которые рассказывали о сложных научных вопросах так, что любая домохозяйка понимала суть проблемы. Этому со временем научилась и я.
Талантливую девушку в редакции заметили и не препятствовали ее карьерному росту. Вскоре Юлия Сигорская стала научным сотрудником, потом в силу своей коммуникабельности — заведующей отделом по связям с общественностью.
— Одновременно с обработкой научных статей я занялась продвижением журнала, мы стали участвовать в выставках, выезжать на конференции. Это были потрясающие годы встреч с великими учеными, нобелевскими лауреатами. Но когда главный редактор журнала «Наука и жизнь» Игорь Константинович Лаговский — человек высокой эрудиции, посвятивший большую часть своей жизни работе в журнале, ушел на пенсию, мне не захотелось работать там без него. В 2007 году я ушла из журнала. Открыла свое дело, — рассказывает Юлия Александровна.
Сложности первого этапа, разумеется, были, но к тому моменту у нее накопился опыт в организации печатного издания. К тому же рядом была команда единомышленников, вместе с которыми они организовали журнал своей мечты — «Путешествие по России».
— Я всегда любила путешествовать, — объясняет свое решение собеседница. — Наша страна такая богатая на ландшафты и климатические зоны, невероятно щедрая на культурное наследие, и нам хотелось не просто путешествовать, а рассказывать об этом людям. Мы исколесили всю страну за много лет, составляли маршруты, делали путеводители и собирали наш журнал. Это тоже были прекрасные и увлекательные годы.
Музейные истории
Музейное дело пришло к Юлии Сигорской также волею случая, как и редакция «Наука и жизнь».
Менялось время, в какой-то момент пришлось приостановить выпуск журнала по экономическим соображениям. Юлия стала свободным художником. Однажды ее пригласили в Мемориальный музей космонавтики на ВДНХ и попросили написать детскую космическую энциклопедию.
— У меня не было опыта в теме космоса, но был большой опыт работы с текстами и популяризации научных знаний, да и взяться за что-то новое было интересно. И за год в содружестве с заместителем директора музея Вячеславом Львовичем Климентовым мы написали книгу «Вперед, в космос! Открытия и достижения». В 2016 году книга увидела свет и получила прекрасные отзывы. Для работы над книгой пришлось плотно погрузиться в космическую тему, изучить большое количество документов, посмотреть архивы. И Музей космонавтики, конечно же, в этом очень помог. Книга стала моим первым космическим шагом!
Еще одним творческим шагом стало создание моноспектакля – «Один день, который перевернул мир», где Юлия рассказывает о 12 апреля 1961 года по часам, вплетая в историю биографию Юрия Гагарина.
— В детстве я жила на Красноармейской улице, недалеко от Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ, в котором была много раз. Нас водили туда на школьные экскурсии, мы встречались с руководством ДОСААФ, с космонавтами. Позже я приходила в музей со своими детьми. Помню ощущение грусти, ведь былой значимости у музея уже не было…
В 2018 году, проходя по улице, Юлия Сигорская увидела на входе музея объявление о том, что требуются экскурсоводы. Позвонила по указанному номеру, решив, что раз уж живет недалеко, то сможет время от времени проводить экскурсии по теме космоса, ведь к тому моменту она много знала и готова была делиться своей информацией.
— Меня пригласили на собеседование, мы с директором разговорились и как-то само собой перешли от экскурсионной к методической деятельности. У меня было множество идей об образовательной деятельности в музее. Ведь современный музей — это не только экспонирование и хранение уникальных вещей. Современный музей — это комплекс, включающий и образовательные программы, связанные с тематикой музея, и лекционные курсы, — вспоминает Юлия Александровна.
Первым шагом стало создание учебного класса в пустующей комнате музея. Далее последовало приглашение сюда отличного проекта московского правительства — олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ включился в эту программу в 2019 году первый раз, и мы столкнулись с большим потоком школьников, интересующихся темой авиации и космоса. Оказалось, что музей интересен молодежи, даже притом, что он старый и здесь все очень по-советски.
— Мне это все близко, потому что журнал «Наука и жизнь» — такая же советская организация. Когда заходишь в ЦДАиК, то кажется, что переступил какой-то временной порог, что ты не в XXI веке, а где-то в 60 – 70-х годах XX века. Из этого ощущения у меня родился слоган, что здесь прошлое встречается с будущим. Идея соединения славного прошлого с открытием будущего, с будущими профессиями в области авиации и космонавтики.
Сегодня в музее много активностей и современных программ. Больше года здесь существуют курсы «Квадрокоптеры: теория и практика», на них ребята учатся программировать, собирать и, самое главное, пилотировать дроны. Есть проект «Киберавиация» — это игра, которая является частью учебного процесса. Ко всем играм прикладываются такие предметы, как аэродинамика, физика и математика. Учебный класс тоже не простой – имени первого Героя Российской Федерации, военного летчика Суламбека Осканова, человека бесстрашного и мужественного, который ценой собственной жизни сумел предотвратить падение самолета на поселок.
— Есть у нас еще одна задумка — очень хочется с нашими детьми запустить небольшой спутник. Он будет похож на первый ресурсный спутник ПС-1, который представлен в нашем музее. Тот спутник нес радиоаппаратуру, и его слушали радиолюбители по всей Земле. Мы тоже хотим отслеживать наш учебный спутник, чтобы дети смогли смотреть, где он находится, чтобы понимали, что такое траектория, орбита. ДОСААФ в 80-е годы запускал два спутника, может, к 95-летию организации такой спутник получится отправить снова?
По словам Юлии Сигорской, многие ребята возвращаются в музей после школьных экскурсий уже со своими родителями. Им интересно узнавать что-то новое от прекрасных экскурсоводов.
— Я вижу в музее огромный потенциал. Он не старый, а уникальный, поскольку в его старости есть какая-то новизна. Парадокс, но это так! И когда эти старые стены 1900 года постройки наполняются детскими голосами и жизнью, то вспоминаешь, что это не просто музей, а еще и клуб, где в свое время часто собирались великие авиаторы, космонавты, конструкторы, сотрудники Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, где встречались работники ДОСААФ, где проводились научные встречи и конференции. Очень хочется Дому авиации и космонавтики вернуть эту атмосферу, чтобы, с одной стороны, он воспринимался как музей с уникальными экспонатами, а с другой стороны, был клубом по интересам и получил статус дома-музея.
Евгения Горкина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ