Марины завоёвывают мир
Разработана 1-я международная программа ДОСААФ России по комплексному развитию яхтенного туризма, водного туризма, водно-моторных видов спорта, морских школ, морского дела и по созданию новых туристско-рекреационных зон.
Не отставая от тренда
С каждым годом всё чаще в деловой лексике встречается термин «марина», обозначающий небольшое морское пространство, которое оборудовано специально для стоянки небольших судов, предоставляющих различные услуги населению. Она может представлять собой территорию и развитую инфраструктуру, состоящую из отдельных зданий и сооружений для решения инженерных задач. Маринами также называют специализированные предприятия, обладающие высоким уровнем квалификации и знаний для реализации услуг в сфере туризма, организации прогулок на яхтах. Спрос на них постоянно растет.
Резкий подъем привлекательности марин, в том числе и для инвестиций многочисленных спонсоров, обоснован целым рядом причин. Еще с 2000 года началось активное производство деталей яхт, катеров, развитие водных средств коммуникации и связи, разработка новых электродвигателей для лодок. Во всем мире наблюдается всплеск популярности водного отдыха в целом и морского в частности. Например, в Средиземном море могут одновременно передвигаться более 500 тысяч яхт, и это число будет постоянно расти. Количество крупных судов уже перевалило за 100 тысяч. Маломерные суда способны функционировать в теплых и холодных водах, что открывает еще больше возможностей для различных маршрутов.
Социальный опрос доказал необходимость развития морских школ, подводного плавания и морского дела на территории России. Это позволит существенно повлиять на рост популярности яхтенного туризма, отдыха на воде, водно-моторных видов спорта, дайвинга, водолазных и морских школ. Появится возможность принимать участие в водно-моторной «Формуле-1», что увеличит вес государства на международной арене. Российская Федерация обладает достаточно большими водными ресурсами, поэтому имеет всё необходимое для развития водного туризма и спорта.
Программа уже в действии
Первая Военно-инженерная компания ДОСААФ разработала программу для развития яхтенного и водного туризма, а также морского дела и водных видов спорта. Для реализации проекта планируется использовать все полезные водные ресурсы Российской Федерации, а также внедрить комплекс новых технологических решений, направленных на грамотное использование климатических и географических факторов.
Суть программы заключается в следующем: развить морское дело на территории России, разработать и популяризировать среди населения водно-моторные виды спорта и яхтенный туризм, распространить водный туризм, сделать его привлекательным и зрелищным для иностранцев, развить водные маршруты, популяризировать среди населения активный и здоровый образ жизни.
Программу начали разрабатывать в 2014 году, когда впервые был поднят вопрос использования обширных водных территорий для туристических и спортивных целей. Первый этап реализации стартовал в 2019-м и продлится до конца 2029-го. Второй этап займет меньший период — с 2029-го по 2031-й.
Компания ДОСААФ является главным оператором программы. Данный проект заслуживает особого внимания со стороны государства, так как позволит не только привлечь внимание туристов, но и сделать их досуг более зрелищным и увлекательным для каждого.
Инжиниринговая компания «2К» полагает, что с каждым годом растет спрос на морские услуги, поэтому программа является особенно актуальной. Во-первых, интерес к услугам марин растет не только среди жителей России, но и в кругах зарубежных туристов, которые приезжают в нашу страну для восстановления и отдыха. Во-вторых, благоустроенные в соответствии с современными стандартами марины привлекают большие инвестиции, а также приносят хорошую прибыль благодаря отдыхающим. В-третьих, технология строительства марин постоянно развивается, что позволяет получить более высокие результаты за относительно небольшие временные промежутки. В-четвертых, большой популярностью в последние годы пользуется досуг на море, в том числе и занятия спортом.
Объединенный инжиниринговый центр считает направление перспективным для страны, ведь география для реализации проекта обширна. Планируется использовать 12 морей, более 300 озер, 10 водохранилищ и 214 рек, на которых можно задействовать свыше 1,5 миллиона объектов. В рамках проекта речь идет о строительстве и развитии более тысячи марин с современной инфраструктурой, с использованием для этого морских береговых линий, водохранилищ, озер и рек.
Первые точки намечено оборудовать во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Рыбинске (Ярославская область), Севастополе, Республике Крым и Калининграде. Для этого будет использован комплексный подход, современные технологические решения и высококачественное проверенное оборудование, соответствующее стандартным нормам и требованиям.
Богатство услуг и четкость шагов
Большая база для создания марин обеспечивается за счет многочисленных подразделений ДОСААФ на территории страны. С помощью марин реально организовать целый комплекс услуг, среди которых выделяются следующие:
стоянка, заправка и полноценное обслуживание судов, заправка газовых баллонов, чистка водного транспорта;
закупка воды и продовольствия для поездок на судах;
приобретение оборудования, требуемого для поездок;
аренда судов разного назначения, осуществление купли-продажи транспортных средств, хранение их в холодное время года;
услуги для организации отдыха и прогулок;
обучение управлению судном.
Дополнительно марины можно обеспечить и другими важными удобствами. Здесь будут построены гостиницы, магазины, рестораны и другие заведения. Также важно строительство объектов для банковских услуг, валютного обмена.
Реализация проекта проводится исключительно под контролем экспертов в каждой отрасли, обладающих соответствующими знаниями и опытом. В экспертную группу входят специалисты в области управления и эксплуатации морских судов, военные и гражданские моряки, специалисты по видам водного спорта, проектировщики и строители.
Реализация будет проходить в следующей последовательности:
обсуждение ключевых вопросов и принятие решений по данному направлению;
выбор и обоснование отобранных точек для строительства марин на конкретных территориях;
формирование точек взаимосвязи между всеми маринами;
финансовое и инвестиционное проектирование;
разработка эффективных маршрутов передвижения между разными маринами, обоснование и создание карт с разработанными маршрутами;
обустройство и подбор конкретных участков для строительства, тщательная подготовка к последующим работам;
проведение инженерных проверок с целью целесообразности строительства марины на конкретной территории;
проектирование расположения всех инфраструктурных элементов марины;
подключение инженерных коммуникаций на данной территории и непосредственное строительство объекта;
создание записи о марине в справочнике, введение территории в эксплуатацию, реклама места и эксплуатация по плану.
Выгодно на любом уровне
Российский союз инженеров подчеркивает, что проект служит развитию Российской Федерации, повышению имиджа государства, созданию мощной инвестиционной базы, развитию спорта и морского дела, появлению большого количества новых рабочих мест, повышению спроса на суда, получению серьезных доходов. В рамках проекта появятся новые площадки для приумножения культурного наследия в нашей стране, развития приграничного сотрудничества с другими государствами.
Строительство марин имеет большое значение и на региональном уровне, позволяя существенно увеличить прибыль от туризма, создать развитую инфраструктуру, укрепить позиции государства. На местном уровне также создастся благоприятная атмосфера для привлечения инвестиций и получения доходов. Словом, марины – это перспективное направление развития.
Иван АНДРИЕВСКИЙ.
Авторство программы «Марины России» и название проекта принадлежат ДОСААФ России.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ