Рывок прямо со старта
В канун 95-летия оборонной организации уместно вспомнить, что с первых дней создания Осоавиахима при президиуме Центрального cовета функционировали секции по различным военно-техническим видам спорта. И число дисциплин, которые культивировали осоавиахимовцы, постепенно увеличивалось.
Притягательность воздуха
Поскольку одним из предшественников нового общества являлся Авиахим, в ряде регионов имелись наработки, связанные с воздухоплаванием. Благодаря этому, например, в 1927 году Пензенская организация по авиационным видам спорта и распространению авиационных знаний, которыми занимался уже существовавший аэроклуб, заняла первое место в Центральном cовете Осоавиахима. В сентябре-октябре того же года количество участников было достаточным для того, чтобы провести Всесоюзные планерные состязания. На них был установлен рекорд дальности полета одноместного планера — 15 километров.
Конечно, всплеск произошел уже в 1930-е годы. Так, в 1932-м на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая летчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. Школа располагала такими секциями, как летная, планерная, авиамоторная, парашютная, глиссерная, авиамодельная, а также группой проектирования и постройки спортивных самолетов.
В 1933-м сразу два аэроклуба в целях привлечения молодежи к авиационному, планерному и парашютному спорту появились на Ярославской земле. Торжественное открытие Рыбинского аэроклуба состоялось в присутствии знаменитого летчика Валерия Чкалова, в распоряжении энтузиастов имелись самолеты У-2, планеры А-1, БРО-9, парашютные системы. Первые три самолета У-2 получил и Ярославский аэроклуб. Планерная станция, являвшаяся его подразделением, имела пять летательных аппаратов и уже через год отмечала первый выпуск 18 планеристов.
1934-й стал знаковым для Читинской организации: по решению Центрального совета Осоавиахима здесь были созданы аэроклуб и планерная станция с базированием в поселке Кадала. Филиалы аэроклуба возникли в Черновских Копях, Шилке, Балее, Сретенске, на станции имени Кагановича. Все они служили подготовке летчиков, планеристов, парашютистов.
В работе «Парашютизм в СССР: история становления и развития в 1930 — июне 1941 гг.» Сергей Кононенко указывал: «Массовость парашютного спорта доказана тем, что Осоавиахим в предвоенный период с 1933 г. подготовил около 150 тысяч парашютистов. Около 6 миллионов прыжков было совершено с парашютных вышек. Во второй половине 1930-х годов парашютный спорт приобретает военно-прикладной характер».
Кому лыжи, кому змей
Порой при внедрении видов спорта требовалось учитывать национальные и региональные особенности. Автор исследования «Влияние Осоавиахима на развитие спорта в 20 — 30-е годы на территории Вотской автономной области Удмуртии» Алексей Горновский отмечал, что здесь уже в 1927-м в оборонной организации была образована секция воздушного спорта. А затем акцентировал внимание вот на чем: «И вот здесь мы наблюдаем интересную картину, которая четко вырисовывается на основе сохранившихся документов архивов, воспоминаний участников движения, в свое время собранных краеведами, газетных публикаций того времени. Если в бывших городах — заводах (Ижевск, Воткинск), Сарапуле (крупный торговый город на Каме), где преобладало русское население, активно развивались аэроклубы, необычайно привлекавшие молодежь, то на селе в этот момент начинает развиваться лыжный спорт. И это не случайно: привычка ходить на лыжах на большие расстояния необходима для охотника-промысловика, какими были многие удмурты, а такая черта характера, как некоторая замкнутость и обособленность, при одиночном лыжном походе только на пользу. Именно с историей аэроклубов в Воткинске, Ижевске и Сарапуле связана необычайная популярность Осоавиахима».
Другой нюанс был характерен для Киргизии, где организовали аэроклуб Осоавиахима, построившего первую в республике взлетно-посадочную полосу в селе Сосновка. Девушкам для занятий требовалось обязательное согласие родителей, а получить его удавалось далеко не всегда. Способности же у представительниц прекрасного пола были, о чем свидетельствовал пример Кабиры Конгурбаевой: курсы авиаторов закончила с отличием, имея на счету около сотни часов налета и свыше 30 прыжков с парашютом.
Возможно, многие даже не слышали про змейковый спорт, но именно он был распространен в подмосковном Серпухове. В здании местного клуба Осоавиахима располагался кружок, воспитанники регулярно устраивали полеты различных авиамоделей и запуск змеев. При Доме пионеров работала детская змейковая станция, которая, кстати, в 1938 году в поселке Щербинка на II Всесоюзных состязаниях коробчатых змеев представила свое детище «Грунд» с несущей площадью 20 квадратных метров и грузоподъемностью 60 килограммов. Когда в Серпухове отрылся аэроклуб, именно многие авиамоделисты и «змейкачи» пошли учиться на пилотов, планеристов, парашютистов.
Соперничество – не главное
Соревновательная практика не во всех видах была в приоритете. Например, еще в начале 1928 года при Центральном совете Осоавиахима СССР была образована Центральная секция служебного собаководства. Она располагала 38 филиалами в крупных городах, и уже в следующем году было проведено 39 выставок. Однако к тому времени любители еще не имели обученных собак, поэтому показами занимались дрессировщики из государственных питомников. К тому же требовалось пересмотреть направление в селекции: основное поголовье в Москве и Ленинграде составляли доберманы-пинчеры, а жизнь подсказывала, что ставку надо делать на немецких овчарок.
Более действенным средством агитации за служебное собаководство были не гонки, а массовые пробеги ездовых упряжек. Первый из них был организован в 1930-м в Архангельске Центральным советом Осоавиахима и Комитетом по содействию народам Севера. В 1931-м состоялись Большой Северный пробег на 2500 километров и пробег камчатских лаек по маршруту Свердловск — Москва на 4000 километров. А в 1932-м состоялся Большой всесоюзный звездный пробег по нескольким направлениям: из Ленинграда, Мурманска, Магнитогорска и с Украины — в Москву. Общая протяженность составила более 9000 километров.
В гребле во главу угла тоже ставились шлюпочные походы, и уже 1927 год был отмечен таковым по маршруту Москва – Баку, когда 2800 километров было пройдено за 29 походных дней. Густая речная сеть Обского бассейна способствовала проведению тренировок в Западной Сибири, и в 1937-м Новосибирское отделение Осоавиахима устроило поход на парусно-весельном баркасе из Новосибирска в Карское море, преодолев расстояние в 3000 километров.
Пожалуй, с оборонной организацией было связано наибольшее количество автомотокружков и автомотосекций в довоенный период. Скажем, Абаканский автомотоклуб культивировал как автомобильный и мотоциклетный спорт, так и военно-прикладное многоборье. Первоначально Осоавиахим осуществлял проведение соревнований и военизированных пробегов совместно с Автодором, а с 1936-го начал заниматься этим самостоятельно. Добровольное общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог было партнером предшественника ДОСААФ даже в водно-моторной теме: речь шла о выпуске глиссеров. Однако и в этом случае основной резонанс имели агитмассовые походы по водным артериям страны.
Развитие радиоспорта в СССР в 1920 — 1940-е годы тоже было связано с деятельностью Осоавиахима, но первый чемпионат оборонной организации прошел уже после окончания Великой Отечественной войны. В соревнованиях по приему и передаче радиограмм в 1946-м победил москвич Фёдор Ежихин.
О становлении других видов спорта в Осоавиахиме будет рассказано в следующей публикации.
Игорь УЛЬЯНЧЕНКО.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ