Главная задача Осоавиахима и ДОСААФ — подготовка резерва для Вооруженных Сил России
К 95-летию Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту
23 января 1927 года в нашей стране была создана массовая добровольная общественная организация — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
Это событие имело свою предысторию, выразившуюся в организации в 1920 году Военно-научного общества (ВНО), которое было первой добровольной оборонной общественной организацией. В ВНО красные командиры обсуждали в дискуссиях и на страницах печати, какой должна быть Красная армия, чтобы она могла противостоять армиям мирового капитализма. После военной реформы, проведенной М. В. Фрунзе, было решено, что время дискуссий прошло и надо практически строить современную Красную армию, технически оснащенную и имеющую обученный резерв. Поэтому 27 июля 1926 года Военно-научное общество, которое сплошь состояло из кадровых командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).
В то время сложнее всего было с обучением допризывного контингента техническим военным специальностям — авиационным, военно-морским, радиотехническим (для войск связи и др.), автомобильным (для танковых войск и др.) и связанным с противохимической обороной страны. Проблема заключалась в том, что в крестьянской стране отсутствовала социально-промышленная база для создания армии, подготовленной «к войне моторов». Не было на это и финансирования.
Красная армия в 1920-х годах фактически не имела ни авиации, ни флота, что не могло не беспокоить большевистское руководство страны. Поэтому 8 марта 1923 года, еще до создания Осоавиахима, было организовано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). В него записались практически все члены советского правительства, что и предопределило первые успехи «друзей воздушного флота». Уже к концу 1923 года ОДВФ имело в своем составе около миллиона человек и добровольные пожертвования — шесть миллионов рублей, десятую часть того, что отпустило государство на строительство Красного Воздушного флота в 1923/24 финансовом году.
В первую четверть XX века в мире начала бурно развиваться химическая промышленность, которая имела важное значение и для военного дела. В Советской России помнили, что уже во время Первой мировой войны применялись отравляющие вещества. Поэтому с целью содействия химическому строительству в стране и подготовки населения к противохимической обороне 19 мая 1924 года было образовано Добровольное общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим). Через год, в мае 1925 года, произошло слияние ОДВФ и Доброхима в одно общество — Авиахим.
23 января 1927 года ввиду необходимости приближения деятельности молодых «авиаторов» и «химиков» к оборонным задачам Авиахим был объединен с ОСО, вернее, ОСО возглавило Авиахим в единой двухмиллионной общественной организации под названием «Союз Обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР», сокращенно — Осоавиахим СССР.
Работа Осоавиахима шла параллельно с индустриализацией страны. В СССР выплавлялось всё больше чугуна и стали, строились промышленные предприятия, появилось авиастроение, судостроение и другие технические отрасли народного хозяйства.
К середине 1930-х годов в армии, авиации и на флоте уже служили те, кто пять — десять лет назад начинал осваивать военные специальности в Осоавиахиме. Таким образом, первостепенная задача — подготовить специалистов для РККА — была решена. Надо было приступать ко второй задаче — подготовке резервов летчиков, моряков, радистов, военных химиков для затяжной войны: именно такая война предвиделась по советской военной доктрине — война людских и материальных ресурсов.
8 августа 1935 года вышло соответствующее постановление партии и правительства. Оно так и называлось: «Об Осоавиахиме», которое призывало Осоавиахим сконцентрировать все свои силы на подготовке резервов для армии, авиации и флота, то есть на подготовке военнообязанных, призываемых в армию при объявлении мобилизации. В оставшиеся шесть лет до войны в Осоавиахиме училось военному делу поколение советских граждан, принявшее на себя основную тяжесть первого периода Великой Отечественной войны (до начала контрнаступления под Сталинградом). В организациях Осоавиахима было подготовлено до 80 % военнослужащих сухопутных войск и флота и около 100 % — авиации. К июню 1941 года численность Осоавиахима составила 13 миллионов человек.
Опыт подготовки резервов для Вооруженных Сил СССР в Осоавиахиме, а затем — в ДОСААФ имеет непреходящее значение для настоящего времени, и поэтому о нем нельзя забывать. В данном материале остановимся на том, как решались в Осоавиахиме и ДОСААФ те задачи, которые вызывали и вызывают у молодежи живой отклик, интерес и массовое увлечение. В то далекое время большевики понимали, что в обнищавшей после Гражданской войны стране создать многомиллионный обученный резерв без учета психологии молодого человека невозможно.
Авиация. Наиболее доступным аппаратом для освоения авиационных профессий в 1920-х годах был, конечно, не самолет, а деревянный планер, сделанный руками планеристов-любителей. Они-то и вступили в вышеупомянутое ОДВФ, организовавшее в 1923 году первый слет планеристов. Поскольку самолетов-буксировщиков для запуска планеров в стране не было, слет проходил в Крыму, где близ Коктебеля, на склонах горы Узун-Сырт (гора Клементьева), имели место восходящие потоки воздуха, поднимавшие планеры. Трудно переоценить заслуги в деле развития планеризма в нашей стране известного летчика Константина Константиновича Арцеулова. Это он (заметим, что не без труда) убедил общественность, что только в Крыму природа дает возможность осуществлять в полном объеме полеты планеров-парителей.
Начиная с 1923 года в Крыму стали ежегодно осенью проводиться слеты планеристов. На горе Узун-Сырт в 1931 году начала работать Высшая летно-планерная школа. Мастерство планеристов росло с каждым годом. Вскоре от конструирования планеров и полетов на них Сергей Владимирович Ильюшин, Александр Сергеевич Яковлев, Олег Константинович Антонов, известные в будущем авиаконструкторы, перешли к постройке самолетов, а Сергей Павлович Королёв, создав планер «Красная звезда», на котором 28 октября 1930 года впервые в мире были выполнены В. А. Степанчонком три подряд мертвые петли, организовал с товарищами под эгидой Осоавиахима группу изучения реактивного движения и в 1957 году стал главным конструктором ракеты-носителя, выведшей на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Но вернемся к планерам. Всего с 1923 по 1935 год в Коктебеле было проведено 11 всесоюзных слетов планеристов. XI слет проходил в октябре 1935 года. На нем были установлены следующие мировые рекорды продолжительности полета: одноместный планер, пилотируемый И. Сухомлиным, — 38 час. 10 мин.; одноместный планер (М. Раценская) — 15 час. 39 мин.; планер с пассажиром (В. Лисицын) — 38 час. 40 мин.; планер с пассажиром (Е. Зеленкова) — 12 час. 30 мин.; планер с двумя пассажирами (Д. Кошиц) — 11 час. 30 мин.
К середине 1930-х годов планеризм стал массовым, и полигон в Крыму вместить его не мог. Появились технические средства для запуска планеров. Эти обстоятельства привели к завершению динамического парения в отечественном планеризме. Начался равнинный планеризм, на первый план вышли полеты на дальность. Слеты стали проводиться в Москве и в других городах страны. Говоря о полетах на дальность, нельзя не вспомнить замечательный рекорд О. В. Клепиковой (1915 – 2010), которая на планере конструкции О. К. Антонова РФ-7 установила 6 июля 1939 года мировой рекорд дальности — 749,2 км. Около 12 лет мужчины не могли превзойти этот результат, а женщины — 38 лет.
Планеры нашли ограниченное применение в Великую Отечественную войну. После войны и в настоящее времени в ДОСААФ развивается планерный спорт, но такого массового увлечения им, как это было в 1920 — 1930-е годы, уже, увы, не стало.
К этому нельзя не добавить, что в 1930-х годах планеры стали делать в заводских условиях. Например, на территории современного района Москвы Покровское-Стрешнево их выпускал завод Осоавиахима № 3.
В это же время в стране десятками открывались аэроклубы для подготовки летчиков, и работа шла по отработанной схеме: теория, полеты на планере и затем — полеты на учебном самолете У-2. Выпускники аэроклубов поступали в военные школы пилотов, шли в гражданскую авиацию или становились резервистами ВВС, продолжая трудиться по своим специальностям: учеба в аэроклубах осуществлялась без отрыва от производства.
Есть архивные данные, что с 1930 по 1941 год Осоавиахим подготовил около 100 тысяч летчиков.
Радиодело. Созданию Общества друзей радио (ОДР) предшествовала работа частных радиолюбителей. После декрета правительства от 18 июля 1924 года, разрешившего иметь частные радиоприемники, радиолюбительство получило широкое развитие и свой устав, утвержденный наркомом внутренних дел. Советские радиолюбители в августе 1924 года объединились в ОДР, однако ввиду особого рода их деятельности, связанной с общением с заграницей, они находились под контролем соответствующих органов. В Центральном совете Осоавиахима все радиолюбители были учтены в Секции коротких волн. Она организовывала для них курсы повышения квалификации, проводила консультации и так далее. Радиолюбитель-коротковолновик, желающий работать через свой передатчик, должен был получить на это разрешение с присвоением ему персонального позывного сигнала. Всё это ложилось грузом большой ответственности на руководство Осоавиахима. Поэтому ставший председателем ЦС Осоавиахима в 1933 году командир корпуса Роберт Петрович Эйдеман выступил против участия ОДР в Осоавиахиме. В результате ОДР, формально оставаясь в Осоавиахиме, стало работать под эгидой Радиокомитета.
Радиодело в 1920 — 1930-е годы переживало бум своего развития. Энтузиасты с помощью своих самодельных приемопередатчиков поддерживали радиосвязь со многими странами мира. Проходили международные соревнования по дальности радиосвязи.
В это время произошли два важных события, которые вывели радиолюбительство СССР на мировой уровень.
Весной-летом 1928 года экипаж дирижабля «Италия», предпринявший экспедицию на Северный полюс, перестал выходить на связь. Вся мировая общественность ждала сообщений о его судьбе. И вот 3 июня 1928 года наш радиолюбитель, 21-летний Николай Рейнгольдович Шмидт, проживая в поселке Вохма, находящемся в 454 км к северо-востоку от г. Костромы, первым в мире поймал на самодельный коротковолновый одноламповый приемник сигнал бедствия от экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Арктике. Он сообщил об этом в Москву. Сообщение Шмидта встретили с недоверием, но, когда оно подтвердилось, были приняты срочные меры по спасению итальянских полярников. Николай Шмидт был награжден золотыми часами, памятным знаком Центрального совета Осоавиахима и грамотой ОДР.
Через два года, 12 января 1930 года, советский радист Эрнст Теодорович Кренкель, работая c острова Гуккера (Земля Франца-Иосифа), с передатчика мощностью 250 Вт на диапазоне 43 метра дал в эфир вызов. Вскоре он довольно громко услышал свой позывной. Его звала радиостанция мощностью 800 Вт с главной базы американской экспедиции Берда, находившейся в Антарктиде у ледяного барьера Росса. Расстояние между радиостанциями составляло 20 тысяч километров. Связь длилась более полутора часов. Так был установлен мировой рекорд дальности радиосвязи. Позже за участие в работе дрейфующей станции «Северный полюс — 1» Э. Т. Кренкель был удостоен звания Героя Советского Союза.
Деятельность ОДР позволила иметь в достаточном количестве высококвалифицированных военнослужащих-радистов в годы Великой Отечественной войны.
После войны ДОСААФ руководил коротковолновым радиолюбительским движением, проводил большую работу по объединению радиолюбителей-конструкторов и пропаганду радиотехнических знаний, организовывал соревнования коротковолновиков, конкурсы радистов, выставки радиолюбительского творчества, технические вечера и т. д.
Воздухоплавание. Аэростаты и дирижабли наряду с самолетами участвовали в Первой мировой войне. И поначалу военные не могли определиться, каким аппаратам отдать предпочтение — «легче воздуха» (аэростатам и дирижаблям) или «тяжелее воздуха» (самолетам). До начала 1920-х годов под термином «воздухоплавание» подразумевалась и авиация, и собственно воздухоплавание. Воздухоплаватели требовали, чтобы на воздушных парадах одинаково были представлены и самолеты, и аэростаты, и дирижабли.
Осоавиахим стал инициатором создания первых советских стратостатов, выведших Советский Союз в число стран, лидировавших в воздухоплавании. Так, на стратосферном аэростате «Осоавиахим-1» в 1934 году был установлен мировой рекорд высоты — 22 км над уровнем моря.
В 1930-е годы в СССР один за другим строились дирижабли в г. Долгопрудном Московской области. Вот названия 16 самых крупных наших дирижаблей: «Красная звезда», «VI Октябрь», «Московский химик-резинщик», «Комсомольская правда» (С-101), СССР-В1, СССР-В2 «Смольный», СССР-В3 «Красная звезда», СССР-В4 «Комсомольская правда», СССР-В5, СССР-В6 «Осоавиахим», СССР-В7 «Челюскинец», СССР-В7бис «Челюскинец», СССР-В8, СССР-В10, СССР-В12 «Патриот», «Победа».
В 1935 году был построен самый большой советский дирижабль – СССР-В6 «Осоавиахим». 29 сентября 1937 года экипаж дирижабля В-6 под руководством командира корабля Ивана Васильевича Панькова установил мировой рекорд беспосадочного перелета Долгопрудный – Иваново – Калинин – Брянск – Курск – Пенза – Воронеж – Васильесурск — Долгопрудный. Этим полетом были побиты все мировые рекорды беспосадочных перелетов дирижаблей любого типа и класса: корабль пробыл в воздухе 130 часов 27 минут.
Во время Великой Отечественной войны дирижабли «СССР-В1», «СССР-В12» и «Победа» выполнили более полутора тысяч полетов на обеспечивание боевых действий Красной армии. Переделанный из аэростата дирижабль «Малыш» использовался для прыжковой тренировки десантников-парашютистов, а дирижабль «Победа» в 1945 году вел разведку мин и затонувших кораблей в Черном море.
Подготовка мобилизационного резерва летчиков в 1960 — 1992 годах. В конце 1950-х годов мобилизационный резерв летчиков значительно сократился, и ВВС снова обратились к ДОСААФ с просьбой возобновить подготовку летчиков-резервистов. Решение этой проблемы было оформлено в 1960 году соответствующим постановлением правительства о создании в ДОСААФ учебных авиационных центров (УАЦ).
Вскоре по всей стране было создано более 27 УАЦ. В учебных авиационных центрах будущий летчик проходил курс молодого бойца, принимал присягу и учился два года, одновременно проходя срочную службу. Курсанты носили военную курсантскую форму, находились на казарменном положении. Как правило, обучение в УАЦ шло в два этапа. Сначала курсант учился в УАЦ первого года обучения на самолете Як-18, затем подготовка продолжалась в УАЦ второго года обучения на самолетах Л-29, МиГ-15УТИ и МиГ-17. Выпускникам УАЦ присваивалось звание младшего лейтенанта, после этого они направлялись в запас. В открытых источниках называется такая цифра: к 1982 году было подготовлено свыше 4000 летчиков.
Периодически летчики-запасники, подготовленные в УАЦ, призывались на сборы. Часть выпускников, особенно это касалось вертолетных УАЦ, продолжали летную жизнь в ВВС. Немало их приняло участие в войне в Афганистане (1979 — 1989). 2 июля 1992 года приказом министра обороны «Об организационных мероприятиях, связанных с передачей Вооруженным Силам РФ фондов учебно-авиационных центров бывшего ДОСААФ СССР» УАЦ были упразднены.
Парашютизм. Говоря об истории Осоавиахима – ДОСААФ, нельзя не сказать о парашютизме. Об этом виде подготовки допризывников и резервистов написано много, есть даже научные работы.
В одной из них автор С. В. Кононенко в 2020 году писал: «В развитии парашютизма в 1930-е годы можно выделить три периода. Первый период — это время зарождения парашютизма в 1930 — 1932 гг. Тогда были разработаны правила спасательного и боевого применения парашютов, началось освоение различных технологий применения парашютов в разных условиях, определены влияние парашютных прыжков на физиологию человека и требования к состоянию здоровья парашютистов. Непосредственным организатором парашютизма в СССР стал военный летчик Л. Г. Минов, а его помощником — военный летчик Я. Д. Мошковский. Второй период охватывает время с 1933 по 1936 год, когда была создана материальная база парашютизма в регионах, что позволило превратить парашютизм в массовое движение. Парашютное дело в 1933 году было включено в комплекс учебно-спортивной деятельности Осоавиахима. Был введен День авиации и открыта Высшая парашютная школа во главе с Я. Д. Мошковским. В те годы большое место в пропаганде парашютизма заняла газета «На страже», печатный орган Центрального и Московского Советов Осоавиахима, выходившая с марта 1934 г. Кроме того, была создана широкая сеть аэроклубов, методической базой которых стал Центральный аэроклуб. По всей стране начали строиться парашютные вышки, число которых в 1936 году достигло 600. Основным подразделением, где готовились парашютисты, стали парашютные станции, которые создавались при аэроклубах. Такую базу без широкой поддержки государства, без бюджетного финансирования создать невозможно. И такую помощь государство нашло возможность оказать. В течение третьего периода развития парашютизма с 1937 по июнь 1941 года произошло организационное оформление различных уровней подготовки парашютистов, а развитие спортивного парашютизма свелось к преимущественной подготовке парашютистов-десантников».
Можно еще многое добавить к этим словам, однако в наши дни российские воздушные десантники сами воинским трудом пишут историю Воздушно-десантных войск и историю России, выполнив свой долг в дружественном Казахстане. И если их спросите, почему они были там, получите ответ: «Никто, кроме нас!»
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ