Первый прыжок в сорок лет
Что можно сказать, только процитировать знаменитую фразу из фильма: «В сорок лет жизнь только начинается». Решение прыгнуть с парашютом зрело давно, с детства, но страх, как известно, хоть и лучший друг самосохранения в дикой природе, в нашем мире он тормозящая сила, которая мешает достигать мечты.
Преодолевая страх и сомнения, решаюсь позвонить директору аэродрома Волосово Сусанне Грантовне Фириджановой, а поскольку имею непосредственное отношение к ДОСААФ России, есть на чем строить разговор. И вот я уже на аэродроме. В качестве поддержки взял с собой дочь, ей небо вообще снится, даже в космос иногда залетает.
Надо сказать, что аэроклуб Волосово — это продолжение истории и традиций ДОСААФ. Раньше здесь был 3-й Московский городской аэроклуб ДОСААФ СССР, созданный в апреле 1947 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР. В этом году аэроклубу исполняется 75 лет. Отличная дата, чтобы отметить ее в небе!
Приехали рано, но Сусанна Грантовна уже здесь. Вернее, еще. А точнее — она живет аэродромом и своей работой вот уже пять лет. Надо сказать, искренне завидую таким людям, способным так самоотверженно посвящать себя делу. Пока слушаю рассказ о проблемах и трудностях, достижениях и неудачах, наблюдаю за рабочим процессом. То один вбежит, что-то спросит, то второй. Люди стремительные, это у меня уже после появится аналогия — стремительные, как прыжок. И главное, все на эмоциях, переживаниях, с болезнью за дело. Например, зашел Александр Асабин, кто не знает — один из лучших спортсменов-парашютистов России, четырнадцать тысяч прыжков, но когда необходимо, может преспокойно косить ВПП. Итак, суть да дело, иду на инструктаж.Начальную подготовку проводит Максим Юдин, опытный инструктор. И первое, что говорит, казалось бы, то, что нельзя говорить, но это небольшой и нужный элемент психологической подготовки: «Прыжок с парашютом ваше сознание определяет как самоубийство, потому что вы собираетесь выпрыгнуть из нормально летящего рабочего самолета, поэтому включается режим защиты. Ноги становятся ватными, тело слабеет, пускаются в ход все средства защиты вашего сознания. Вам надо повторять — у меня два парашюта, я прыгну!» Максим говорит о чувстве страха, но добавляет, что даже бесстрашные испытывают сильное волнение.
Инструктаж основательный — больше трех часов. Сначала теория, потом практика на земле. «Профессионализм в воздухе куется на земле», — говорит Максим. Еще рассказывает о том, что в советские времена парашютистов готовили до трех месяцев, только потом допускали к прыжкам, то была большая, комплексная программа, включающая и серьезную психологическую подготовку. А сейчас базовый ускоренный курс. Кто захочет, кого увлечет небо — может идти дальше.После инструктажа идем отрабатывать «отделение» от самолета, рассадку и само отделение — все согласно теории: правая рука в кольцо, левая поверх правой, левая нога в упор двери. По сигналу: отделение, счет 501, 502, 503, кольцо, 504, 505, купол — купол чист…Далее более реальный тренажер, имитация парашюта. Отрабатываем все движения снова: отделение, счет 501, 502, 503, кольцо, 504, 505, купол — купол чист, осматриваюсь, схождения нет, выравниваю парашют по ветру, удобно располагаюсь, снижаюсь, группируюсь — ноги полусогнутые, вместе, напряжены, руки на задних свободных концах, приземление, гашу купол. Далее отрабатываем уход от схождения с другим парашютистом.Кстати, все движения отрабатывала и дочка, могу сказать, если бы не возрастное ограничение в 14 лет, то прыгнула бы со мной. Ни одной ошибки не допустила, все запомнила. До сих пор разбуди, все повторит.И последнее упражнение — имитация приземления. Разогреваем ноги и отрабатываем их положение. Максим попутно рассказывает страшные и не очень истории про неудачные приземления. Психологически абсолютно верный подход.
Итак, отзанимались. Начало инструктажа 9:10, конец — около 13:00. Время пролетело совершенно незаметно, только чувство голода напоминало о себе. Зашли в столовую, перекусили, благо сегодня инфраструктура все предусматривает.
Далее следует медицинский осмотр, который проводит легендарная тетя Катя. Вот уже более пятидесяти лет Екатерина Павловна Демкина работает на аэродроме Волосово. Ее знают все, кто за последние полвека побывал здесь.
Итак, получаем парашюты, подгоняем подвесную систему под себя, Максим каждого проверяет, помогает разобраться с несложным, как выяснится позже, механизмом лямок и креплений.И вот ждем вылета, а вылет откладывается на полчаса. Снимаем парашюты — носить на себе почти 20 кг при жаре под тридцать — удовольствие сомнительное. Расходимся кто куда, снова собираемся, экипируемся, снова контроль — всё по правилам. А правила в парашютном спорте написаны известно чем. Максим ласково называет нас «будущие парашютисты».
Идем к самолету. Нас разбили на две группы, первая погрузилась в самолет, кстати, после еще одной проверки практически у подножки. Никаких сомнений. Никакого страха. Душевный подъем какой-то, волнительно, но к бесстрашным я себя отнести не могу.Погрузка в самолет, рассадка — всё как отрабатывали. Взлет.
Ан-2 разгоняется по ВПП, чувствуется каждая кочка, наконец он отрывается от земли и идет на первый подъемный круг, на второй, третий — набирает высоту около 800 метров. Карабины стабилизаторов парашютов пристегивают к тросам в самолете. Сигнал. Открывается дверь. Сигнал — выстроились. Сигнал. Пошел!
Земля стремительно ушла из-под ног. Парашют мгновенно потянул вниз, вместо приближающейся земли вижу приближающееся синее, чистейшее небо. 501, 502, 503, рука вырывает кольцо, 504, 505, чувствую динамический удар — купол раскрылся, чист. Осматриваюсь, схождения нет, выравниваю парашют по ветру. Удобно располагаюсь — а не тут-то было! Отчаянно тяну за свободные концы справа и пытаюсь на левое бедро натянуть лямку — никак. Еле сдвинул на сантиметр. Повторяю движение… Времени ушло прилично, еле-еле сдвинул так, чтоб ноги можно было свести вместе. Снижаюсь, есть несколько секунд, чтобы получить удовольствие от полета. Сердце работает сильно и ровно, наслаждаюсь биением, грудь глубоко дышит, редко, так бывает, только когда влюблен. Голова горит, но мысли чисты. Земля стремительно приближается. Группируюсь — ноги полусогнутые, вместе, напряжены, руки на задних свободных концах, тяну со всей силой… Приземление. Гашу купол, тут же вижу, ко мне летит радостная дочь — выпросила у дежурного встретить папу на площадке приземления.
Мне кажется, я влюбился. Подхожу к Максиму, он уже уважительно называет нас парашютистами. Спрашиваю, когда можно прыгнуть второй раз, и… иду готовиться ко второму прыжку!
В завершение хочу добавить, что занятие парашютным спортом не сказать что дешевое, хотя пятничное пиво и сигареты забирают денег не меньше, а удовольствие от них сомнительное.
Стоит отметить, что благодаря взаимодействию Московского аэроклуба с «Юнармией» и департаментами города Москвы в числе других проектов реализуется проект «Юный парашютист-десантник», в рамках которого подростки-юнармейцы с 14 лет могут приобщиться к парашютному спорту, а кроме того, в этом месяце завершается проект для детей-инвалидов «Небо для всех». Участие подростков в проектах — бесплатное.
А закончить хочу агиткой в стиле В. В. Маяковского:
Не будь шутом!
Не стань пастой!
Прыгай с парашютом —
И баста!
Кирилл Балашов.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ