Валентина Дрокина: «Самолет нужно чувствовать сердцем»
25 августа — день рождения Валентины Дрокиной — одной из сильнейших пилотажниц советского периода. Четырежды абсолютная чемпионка СССР, 10-кратная чемпионка России. С 1979 года — член сборной команды СССР, с 1992 года — член сборной команды России по самолетному спорту. Освоила 18 типов летательных аппаратов. Имеет общий налет 4500 часов. 180 прыжков с парашютом. Мастер спорта СССР международного класса по самолётному спорту (1985 г). Заслуженный мастер спорта России по самолётному спорту (2002 г).
Родилась Валентина Николаевна в Липецкой области, в г. Ельце, правда, всю сознательную жизнь она провела в Твери — с 1979 года, куда переехала поближе к базе тогдашней сборной СССР. Страна даже выделила спортсменке квартиру — после того, как она в четвертый раз стала абсолютной чемпионкой СССР.
По словам Валентины Николаевны, у нее никогда не было ощущения причастности к спортивной элите страны. Особенно в сравнении со спортсменами, представляющими олимпийские виды спорта. И она, и все другие пилоты просто много тренировались, изо дня в день выполняли тренерскую и инструкторскую работу, а вот признания и любви народных масс на себе почти не испытали.
— Вся моя жизнь прошла в основном в Тверском авиационно-спортивном клубе ДОСААФ России им. Героя Советского Союза М. М. Громова, — говорит Валентина Николаевна. — В летную смену летала по девять полетов на высший пилотаж — это шесть часов стартового времени. В те времена даже мужчины не позволяли себе таких нагрузок. Там же, кроме своей личной подготовки, я занималась и тренерской работой.
В Твери Валентина Дрокина подготовила региональную команду, которая на протяжении семи лет занимала верхние ступени на чемпионатах РСФСР и даже получила право участвовать в чемпионате СССР 1986 года наравне со сборными командами республик и двух столиц.
— Количество участников на чемпионатах СССР доходило до ста человек (это сильно больше общего количества спортсменов, которые летают на спортивных самолетах сейчас), — вспоминает летчица. — Соревнования проводились на разных базах, в разных метеорологических условиях. Так, первый раз я стала абсолютной чемпионкой СССР в Брянске (1984 год), потом был жаркий Ташкент (1985 год), солнечный Краснодар (1986 год) и янтарный Вильнюс (1987 год).
По словам летчицы, в авиационных соревнованиях в те годы участвовало много женщин, и все они выступали наравне с мужчинами по одной программе: чтобы стать абсолютной чемпионкой среди женщин, надо было победить в среднем 25 — 27 спортсменок. Интересно, что около 15 лет назад были приняты международные правила: если в чемпионате мира участвуют не менее пяти женщин из не менее чем трех стран, то победительнице присваивается титул абсолютной чемпионки мира! Чувствуете разницу?
Парашют — планер — самолет
Путь в авиацию у Валентины Николаевны начался с прыжков с парашютом — первый раз она прыгнула еще в 9-м классе. Потом был планер. И только в студенческие годы она впервые самостоятельно полетела на самолете.
Все знают, что ДОСААФ СССР никогда не испытывал проблем с финансированием и обеспечением ресурсами. Валентина Дрокина начинала летать в Центральном аэроклубе СССР им. В. П. Чкалова в Тушино на Як-18А — эта машина уже тогда была очень старенькая и не позволяла выполнять фигуры высшего пилотажа. А позже ей удалось вылететь на одноместном Як-18ПМ.
— После окончания Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии я попала по распределению в Казахстан, где продолжала заниматься в Алма-атинском республиканском аэроклубе. Там тоже были многочисленные победы и освоение нового типа самолета — Як-50, на котором тогда летала сборная СССР.
Подававшую надежды летчицу пригласили в сборную и перевели в Тверь, поближе к тренировочной базе.
— Режим тренировок был очень напряженным — за год у нас было не менее восьми тренировочных сборов. Нагрузка колоссальная! Мы справлялись за счет резервов молодых организмов и активной общефизической подготовки: занимались различными видами спорта, постоянно находились в движении, тренировали свое тело. День обычно начинался с зарядки, потом завтрак и полеты, потом разбор полетов, вечером — бассейн или спортзал. Мы постоянно закаляли свои организмы, улучшали переносимость перегрузок.
Что касается матчасти, то в конце 70-х годов прошлого века Як-50 не очень хорошо зарекомендовал себя в качестве спортивного самолета, и ему на смену пришел учебно-тренировочный двухместный Як-52, на который пересела сборная страны. Но любимым летательным аппаратом для Валентины Дрокиной стал Су-26, который специально создавался для сборной страны, по рекомендациям и пожеланиям ее членов — начиная с уникальной раскраски и заканчивая пилотажными свойствами, которые до сих пор у иностранцев вызывают только одно слово — вау!
Валентина Дрокина внимательно следит за всеми событиями в спортивной авиации, и тот факт, что самолетный спорт из массового превратился в элитарный из-за отсутствия государственной поддержки, ее, безусловно, огорчает.
— Возможно, частный бизнес, лишенный сейчас выхода за рубеж, сможет обратить свои взоры на авиационную отрасль и начнет поддерживать аэроклубы и спортсменов, — рассуждает пилот. — Хотя даже вклад отдельных бизнесменов не сможет решить глобальных проблем без вмешательства государства. Это было бы выходом из сложившейся ситуации, когда заниматься пилотажем могут только обеспеченные люди.
Между тем, потерять уникальные наработки российских спортсменов-пилотажников — непозволительная роскошь для страны, уверена Валентина Николаевна. Ведь помимо того, что этот спорт удивительно красивый, он еще и удивительно полезный для авиационной отрасли. Многие спортсмены после завершения своей карьеры становились летчиками-испытателями, внесшими огромный вклад в дело создания и усовершенствования летательных аппаратов. В их числе авиационная гордость страны — Светлана Савицкая, Евгений Фролов, Сергей Крикалёв, Юрий Ващук.
Специфика спорта еще и в том, что научиться хорошо летать на пилотаж очень трудно по книгам и методическим пособиям. Занятия с тренером ничто не заменит. И хотя на Западе существуют какие-то сборники и учебные материалы, но их, как правило, пишут теоретики — те, кто сам мало чего достиг в спорте. А настоящим чемпионам попросту некогда писать книги.
Секрет успеха
Для советских и российских спортсменов главной движущей силой является мотивация и постоянная работа над собой. В этой нелегкой работе молодежи здорово помогал Виктор Смолин — нынешний главный тренер сборной команды России. С женщинами много работала недавно ушедшая Валентина Яикова. Но, по словам Валентины Дрокиной, на тренировках все пилоты старались помогать друг другу, подсказывать, ведь их вид спорта связан с риском для жизни.
— Помню свое самое тяжелое выступление – на чемпионате СССР в Ташкенте. Тогда сельхозземли вокруг аэродрома опрыскали какой-то «химией», и пилоты попросту теряли пространственную ориентировку во время выполнения фигур высшего пилотажа. От чего многие опытные участники выступили сильно хуже, чем могли бы. Мне тогда потребовались невероятные усилия, чтобы выиграть соревнования. Многолетний опыт помогал мне чувствовать самолет, знать, как поведёт себя машина в зависимости от моих действий. Только так можно выполнять пилотаж и покорять небо, — призналась Валентина Дрокина.
Четырехкратная абсолютная чемпионка СССР (1984, 1985, 1986, 1987).
Абсолютный победитель Спартакиады народов СССР (1983, 1986).
Абсолютная чемпионка России (1998).
Неоднократная чемпионка России (1982, 1983, 1986, 1987, 1988, 1989, 1991, 1995, 1998, 2002) и СССР (1988).
Неоднократный призер чемпионатов СССР (1983, 1991), и России (1995, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003).
Первый обладатель Кубка Марины Расковой (1986).
Серебряный призер чемпионата Европы (1999).
Является судьей международной категории. В качестве судьи по пилотажу участвовала в работе международных судейских бригад на чемпионатах мира Advanced AWAC 2004 и 2006 гг., чемпионате мира Unlimited WAC 2007 г., чемпионате мира на Як-52 2008 г., чемпионатах Европы 2005, 2006 гг. Была ассистентом Главного судьи на чемпионатах мира Unlimited WAG 1997 г. и WAC 2000 г.
Награды:
1997 г. Орден Дружбы за заслуги перед государством, многолетний и добросовестный труд.
1998 и 2000 гг. за активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и развитию технических и военно-прикладных видов спорта медаль ЦС РОСТО «Первый трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин».
2002 г. юбилейная медаль «75 лет ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, РОСТО».
2003 г. присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ