Виталий Быстров: Гора, работа, полеты, виноград, море… Это ли не счастье?
В Новосибирской области на аэродроме Евсино 28 августа завершился чемпионат России в открытом классе планеров.
Несмотря на то что соревнование прошло после годового перерыва, на нем присутствовали представители восьми регионов: Москва, Республика Татарстан, Республика Северная Осетия — Алания, Краснодарский и Приморские края, Московская, Новосибирская и Орловская области.
Это был полноценный чемпионат, на котором разыграли семь упражнений разной степени сложности — начиная от скоростных полетов на дистанции более 300 км и заканчивая полетами в сложных метеоусловиях, когда высота кромки достигала 600 — 800 м.
Призерами в чемпионате России в личном первенстве стали: 2-е место — Дмитрий Долотов (Новосибирская область), 3-е место — Дмитрий Галимов (Новосибирская область). Победителем чемпионата России по планерному спорту в открытом классе планеров стал Виталий Быстров из Республики Татарстан.
— Виталий Викторович, как вы пришли в планеризм?
— Мое знакомство с планерным спортом началось в 1974 году. Я тогда уже был студентом четвертого курса ФАЛТ МФТИ, и однокурсник Виктор Лебедев позвал поступить в планерную станцию ЦАГИ. А затем в сентябре вместе с однокашниками Николаем Батурой, Валерием Зайцевым и Славой Кажаном — летать в Коктебеле, и я с удовольствием отправился, вернувшись с Дальнего Востока после работы в стройотряде. Весной подлётывал на БРО-11, а в первый свой летный «сезон» на горе Клементьева (Узун-Сырт) выполнил на КАИ-12 за лебедкой «Геркулес» 98 полетов, из них 24 самостоятельных. Обстановка там тогда царила прекрасная, еще бы — Мекка отечественного планеризма! Чту свою альма-матер до сих пор.
Руководил планерной станцией ЦАГИ тогда летчик-испытатель Всеволод Владимирович Винницкий, строгий и справедливый. Как-то не сложилось у меня с инструкторами, не удалось учиться у Дмитрия Блюдова. И хотя я всем им благодарен, но ожидаемого прогресса тогда не получил. Я с тех пор шучу, что самоучка, — школа отсутствует.
С тренерами получилось то же самое. Правда, лет восемь назад довелось летать с Владимиром Панафутиным по моей просьбе, точнее, я плелся за ним по маршрутам в Пугачёвке (Орёл) и Евсино (Новосибирск), за что ему благодарен. Он летает удивительно мощно, стремительно набирая высоту и поддерживая оптимальную скорость с учетом обстановки. Я ничего не понял, но на подкорку записал.
Вторым родным клубом стал Жуковский аэроклуб, третьим — АТСК при ЭМЗ им. В. М. Мясищева, четвертым и до сих пор — ЦАК Республики Татарстан. Всех чту и люблю.
— Ваше самое запоминающееся соревнование?
— Через пару лет будет 50 лет с тех пор, как я летаю, поэтому интересных и запоминающихся соревнований и моментов было очень много.
Первый раз я участвовал в выездных соревнованиях в 1981 году — это был открытый чемпионат Новосибирской области, и проходил он на аэродроме Бердск (Новосибирск), куда проложил дорогу старший товарищ по Жуковскому аэроклубу Евгений Сергеевич Чарский, заряжавший меня все долгие годы знакомства своей энергией, а также спортсмены Дмитрий Ракитский и Алексей Можеренков. Запомнилось противоречие между моим отсутствием опыта и теоретическими амбициями, когда я однажды чуть-чуть неправильно рассчитал долёт до аэродрома и планировал сесть на него, перелетев без запаса на бреющем гущу невысоких кустов, которая после приземления оказалась обширным кладбищем. Не перелетел, струсил. Ангел-хранитель миловал меня, тогда желторотика. Но понимание важности вбивать молодым простые правила безопасности появилось.
Запомнились соревнования 1983 года в Пахомово в окружении доброжелательных спортсменов и персонала и особенно огромного, роскошного, умопомрачительного «цветника» молодых задорных спортсменок-москвичек. Сейчас как могу передаю свои знания и опыт ребятам и большому «цветнику» спортсменок — уже «внучек» — в Татарии, тем, кто только начинает свой жизненный маршрут по планерным просторам.
— Самый продолжительный по времени маршрут?
— Этот полет случился в Орле. Дистанция была не очень большая — 425 км, но летел 10 с половиной часов – от раннего взлета до приземления на площадку на заходе солнца.
— Самый длинный маршрут?
— Из номинальной «пятисотки» я обычно не выходил.
Помню, в 2006 году в Новосибирске по погоде случились четыре таска, охватывавших 500 км: 2, 3, 7, 8 и 9. И поскольку соревнования проходили на скорость и время, не было смысла особо удлинять маршрут, но посчастливилось завершить все, в том числе заданный классический 507,3 км. Сейчас многие клубы успешно подстроились под ЕВСК, позволяющую использовать ломаные неклассические маршруты с повторами и изломами, и разыгрывают «пятисотки» в клубном классе. Молодцы.
— Самый яркий планерный период?
— С 1985 по 1991 год я работал ведущим инженером по летным испытаниям на Научно-исследовательской планерной базе ЦАГИ в Крыму, на горе Клементьева, и иногда там летал как член сборной Министерства авиационной промышленности СССР. Гора, работа, полеты, виноград, море… Это ли не счастье?
В 2005 году в Орле стал чемпионом России в клубном классе и вошел в состав сборной.
Самые большие спортивные достижения произошли в моей жизни в 2006 году в Евсино, на базе Новосибирского аэроклуба. Мы тогда смогли отлетать 12 упражнений — очень интересный и мощный был чемпионат, с длинными сложными дистанциями. Я тогда тянулся за лидерами, в частности сибиряком Александром Масюковым — по моему мнению, до сих пор одному из сильнейших пилотов России. История повторилась в 2007 году там же и так же. Серебро на тех соревнованиях далось мне гораздо тяжелее, чем золото в Орле.
— Что мешало летать, что помогало?
— Помогала, наверное, доступность этого вида спорта. В советское время все обучение и полеты были бесплатными: летай — не хочу, особенно для студентов.
Но всегда не хватало времени, после окончания института — фатально. Чтобы тренироваться и участвовать в соревнованиях, нужно было брать весь отпуск. Пару раз помог старый, но тогда не отмененный Указ Совета народных комиссаров от 1935 года, который давал курсантам, окончившим курс обучения в аэроклубах Осоавиахим (ДОСААФ), право на две недели оплачиваемого отпуска.
Марина Калинина.
Валерий Зайцев, один из организаторов чемпионата России, заместитель начальника Новосибирского учебного авиационного центра ДОСААФ России:
— Планерный спорт сейчас переживает не лучшие времена. Это связано с политикой Минспорта РФ на ужесточение, формализацию, единообразие и унификацию всех видов спорта.
Наш спорт довольно сильно пострадал от такого подхода. В частности, 60 – 70 % спортсменов оказались нелегитимными, потому что им трудно выполнять обязательные требования по подтверждению разрядов, особенно когда летный сезон длится всего четыре месяца. Соответственно, мы не можем проводить часть соревнований.
Единственное, что радует, — это возрождение юношеского планеризма. В этом году в Новосибирской области мы впервые провели первенство среди молодых спортсменов 12 — 15 лет на одноместных планерах начального обучения БРО-11М. Выявили несколько талантливых ребят. Хочется верить, что у них будет спортивное будущее.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ