По выбранному пути, невзирая на ухабы
Ветеран ДОСААФ Владимир Тарасов отметил свое 90-летие
К ружью привык с детства
В документах в графе «место рождения» у Владимира Павловича значится: Пермская область, Губахинский район, деревня Шестаки. Здесь, в двух десятках километров от районного центра, крестьянствовали Павел Михайлович и Домна Алексеевна Тарасовы.
— Глухая уральская деревня, — вспоминает мой собеседник. — Земля была, выращивали все для собственных нужд, излишки можно было реализовать только в Губахе. До четвертого класса ходил в местную школу, а с пятого класса — в городе. Жил на квартире, а на выходные отправлялся домой. Дорога — с горки на горку, и все лесом. Но не боялся.В пятом классе мальчик учился, когда уже шла Великая Отечественная война. Со временем призвали на фронт и старшего брата Василия, вместе с которым охотились в окрестностях. И Владимир уже в одиночку с ружьем промышлял рябчиков. Приносил домой парочку, а в удачный день — даже пять-шесть. И это в двенадцать лет.
Военную стезю Тарасов тоже решил выбрать по примеру брата, посвятившего себя службе в Вооруженных силах. Правда, едва не возникло непреодолимое препятствие…
— Однажды, уже ближе к окончанию школы, пошел на охоту легко одетым, — рассказывает Владимир Павлович. — А на Урале погода быстро меняется, резко похолодало. Пока семь километров до деревни, пока матери докричался, чтобы на лодке через речку перевезла, — простудился страшно. И стала кровь идти изо рта. Дома держали свинью, думал, зарежем, салом полечусь. И тут она пропала. Стали искать — нашли в перелеске уже освежеванную… Никогда я так не плакал, Господи Боже мой! В общем, кровотечения периодически возникали, а перед училищем надо медкомиссию пройти. Врачи вынесли заключение — мокрый плеврит. А я уже думал — туберкулез.
И на гусеничной, и на колесной
Однако и с таким диагнозом учиться на авиатора не взяли бы. В военкомате предложили другие учебные заведения — или Калининградское инженерное, или Челябинское автотракторное.
— Я про себя сначала решил, что пойду в инженерное, одно только название околдовало, — признается Тарасов. — Но вышел подумать, разговорился с офицерами, и они объяснили: что лучше — рыть окопы, строить блиндажи, дороги или на машинах ездить? После такой консультации зашел в кабинет: «Хочу в автотракторное».
Для кого-то сейчас может прозвучать странно, но так было: первый раз в жизни юноша почувствовал себя сытым только в курсантской столовой. В детские годы питание было скудным. Да и постель в казарме оказалась настоящей, а не подобием из половиков, как в те времена, когда квартировал в Губахе.
Насчет поездок незнакомые офицеры оказались правы. Правда, пришлось больше заниматься гусеничной техникой, чем колесной.
— Ездили на лигроине, мотор — четыре цилиндра, но заводился на двух, через маховик, — разъясняет ветеран. — На тракторе С-60 кабины не было, даже зимой сидишь наверху, двигаешься по автодрому по кругу. На С-65 — уже в тепле… А первые автомобили были в основном не наши — или трофейные, или американцы по ленд-лизу поставляли. «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж» — на всех учился. Освоил и ЗИС-5 с деревянной кабиной и без переднего бампера.
Кстати, в училище тренажеров не имелось, практические навыки отрабатывались на реальной технике. Разве что использовалась движущаяся лента с дорожными знаками. Курсант брал игрушечную машинку и должен был вести ее по ленте, соблюдая правила.
Помогая фронтовикам
Служить офицер попал в Северо-Кавказский военный округ в должности командира учебного взвода. Тогда водительский состав готовился в армии, 37-я автошкола базировалась в Каменске-Шахтинском. Наряду с пятерыми молодыми выпускниками училищ в преподавательский состав входили участники Великой Отечественной войны.
— Меня вызвало начальство: преподаватели-де не знают устройство автомобилей, в частности ГАЗ-69, который только-только стал поступать, — обрисовывает ситуацию Владимир Павлович. — Сказали: «Ты училище с отличием закончил, объясни им». А там люди старше меня на 10 — 12 лет, как Андрей Полтавский или Яков Котов — Герой Советского Союза. Но на войне они были просто шоферами или механиками-водителями. Так что сам рисовал плакаты с начинкой техники.
Из СКВО старший лейтенант отправился в Ленинград — поступать в Военную академию тыла и транспорта. И вот какой парадокс. Со спортом Тарасов дружил всегда, на лыжах бегал на уровне мастера спорта, в других видах выполнял нормативы на разряды. В частности, здорово прыгал в длину, а при необходимости в кратчайшие сроки освоил спортивную ходьбу, которой прежде никогда не занимался. Словом, физическая подготовка была на высоте. Но на медкомиссии врачи опять обнаружили какие-то болячки, и абитуриенту даже выдали на руки бегунок — оформлять убытие из академии.
Помог случай. В коридоре молодой офицер попался на глаза подполковнику, который хорошо знал его по СКВО, да еще и являлся однокашником начальника курса. Вместе попали на прием. Разговор пошел о том, что не по-хозяйски отчислять такого толкового и перспективного специалиста. Тарасова обследовали еще раз, и медицинская часть дала добро. Академию слушатель окончил с золотой медалью.
Орден за подготовку офицеров
Далее в личном деле появились следующие записи. «1962 — 1972 годы. Преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры эксплуатации Рязанского высшего военного автомобильного командного училища. 1972 — 1979 годы. Начальник кафедры двигателей, заместитель начальника учебной части Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища».
— В Рязани я впервые оказался тесно связан с ДОСААФ, — подчеркивает Тарасов. — А именно — на соревнованиях по автомобильному спорту, которые проводило добровольное общество. Я был председателем технической комиссии, даже удостоверение сохранилось. Что от меня требовалось? Заезд закончился — иду проверять, не подпилена ли головка цилиндра, чтобы повысить мощность двигателя. Если такое обнаруживалось, спортсмена снимали с соревнований, подобные случаи были.
А в дальневосточный период службы Владимир Павлович был удостоен ордена Красной Звезды с формулировкой «За заслуги в подготовке офицерских кадров». Вообще у него около трех десятков различных наград, в том числе и ведомственных. Особо гордится медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Последний отрезок службы в Вооруженных силах — старшим офицером отдела боевой подготовки Главного автомобильного управления Министерства обороны СССР. Уволился из армии Тарасов в 1988 году в звании полковника.
Перед многотысячной аудиторией
Однако здесь его ждал новый вызов и возможность использовать огромный опыт для обеспечения обороноспособности страны. Специалист сразу же был зачислен на должность начальника технического отдела Управления производственных предприятий ЦК ДОСААФ СССР.
— Отдел занимался разработкой учебно-тренировочных средств для автомобильных школ добровольного общества, — вводит в курс дела Владимир Павлович. — Создавали тренажеры. Например, АТ-70 выпускались на заводе в Минске, я приезжал туда. АТ-80 — в Чехословакии, как-то был там во главе делегации вместе с коллегами из других стран Варшавского договора.
С тех пор Тарасов — с небольшим перерывом на работу в Министерстве образования Российской Федерации — трудился на благо оборонной организации. Когда она называлась РОСТО, входил в отдел военно-технической и допризывной подготовки Московского городского совета. Ездил по подразделениям, занимался вопросами эксплуатации и списания техники.
А с 2008 по 2019 год его карьера была связана с Учебно-спортивным центром ДОСААФ России Южного административного округа города Москвы. Занимал пост помощника директора, затем методиста. Кстати, с руководителем УСЦ Сергеем Карельским был знаком еще с тех пор, когда тот возглавлял автошколу, а представитель МГС приезжал с проверками.
Мы беседуем в кабинете, где почти вся документация разработана Владимиром Павловичем.
— Собственно говоря, когда я пришел, никакого кабинета здесь еще не было, — уточняет он. — В мои обязанности входила подготовка пособий по устройству машин. Тренажеры российского производства постоянно обновлялись по мере поступления в Вооруженные силы современной техники.
Сотни курсантов, занимавшихся по этим пособиям в УСЦ, — только малая часть аудитории Тарасова. Труд «Автомобиль. Водитель. Дорога», на котором стоит его фамилия, выдержал несколько изданий, выпускались и комплекты плакатов с таким названием. И счет специалистов, подготовленных усилиями Владимира Павловича для автомобильных войск, давно пошел на тысячи.
Георгий МОРОЗОВ.
Фото предоставлены УСЦ ДОСААФ ЮАО.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ