Обладатель непревзойденного рекорда мира
В авиации есть люди, чья страсть к полетам перерастает обычное увлечение и становится истинным искусством. Это люди, которые только по странной случайности родились без крыльев, но этот непроявившийся атавизм они чувствуют всю свою жизнь. Они летают не потому, что могут, а потому, что не могут не летать!
Один из таких людей — Юрий Малютин, старейший орловский планерист, оставивший после себя шлейф спортивных побед и впечатляющих достижений. Этот неутомимый авиатор не только установил до сих пор не побитые рекорды, но успел передать свой бесценный опыт десяткам других пилотов, считая это своим долгом и зовом души.
Право на мечту
Все началось в 1955 году в Орле. Смелый юноша Юрий Малютин шел в аэроклуб ДОСААФ СССР с сердцем, преисполненным дерзости и волнения. Глаза его сияли от предвкушения нового опыта, а улыбка не сходила с лица ни на секунду. Голова его была полна мечтаний о свободном полете и о крыльях, которые поднимут его в небо.
Он вошел в ворота аэродрома и глубоко вдохнул, чтобы запомнить этот момент на всю жизнь. Это был его первый шаг в новый мир — мир аэродинамики, безмоторного полета и невероятной свободы духа.
Вместе с ним в аэроклуб ежегодно приходили десятки ребят. Не все из них доходили до самостоятельно полета, но робкие попытки обуздать «пятый океан» они все же делали.
— Требования к начинающим пилотам были простые — надо было иметь желание научиться летать и быть физически здоровым. А наши инструкторы из любого подростка могли сделать крепких планеристов и самолетчиков, настолько они были мудры и опытны, — вспоминает Юрий Иванович.
С каждым занятием на аэродроме Малютин все больше и больше погружался в особенный мир планеризма. Пока его сверстники ходили на танцы, он бегал на аэродром. Летая под облаками, он ощущал свободу, которой раньше не знал. Крыло планера, сотканное из самых ярких юношеских мечтаний, методично взмывало в небо, и каждый его взмах приближал парня к новым вершинам.
Орловский аэродром в те годы был похож на шумный улей. Безостановочно кружили в небе планеры, взлетали и приземлялись самолеты-буксировщики, парашютисты сверкали своими пышными парашютами. Кстати, Юрий Малютин свои первые полеты начинал именно под парашютом, позже стал чемпионом Северо-Западной зоны РСФСР, победителем семи областей, совершил более 550 прыжков, стал мастером спорта. Но это все — потом. А пока юноша учился летать на простом планере «Бро-11», который запускали с лебедки — аккуратно делал пробежки, медленно отрывался от земли…
У молодого паренька все получалось будто бы легко и просто, хотя за этой простотой стояли долгие часы полетов и строгий математический расчет. И, хоть иногда он испытывал легкую дрожь во время тренировок, его страстная любовь к авиации преодолевала все барьеры.
Парить в облаках
Высшей наградой в авиации считается почетный знак с тремя подвесками из бриллиантов, который присваивается Международной авиационной федерацией (FAI). Для его получения необходимо выполнить три норматива: самостоятельно пролететь дистанцию в 500 километров, успешно преодолеть закрытую треугольную дистанцию и подняться на высоту не менее пяти километров.
В Советском Союзе долгое время пилотам не удавалось получить эту заветную награду, хотя планерный спорт активно развивался и в стране были свои чемпионы и асы. Первым пилотом, кому это удалось, стал Юрий Малютин. К тому времени он уже был членом сборной СССР.
— Норматив на дальность полета оказался для меня относительно простым — в 1964 году я смог долететь из Орла до станицы Миллерово в Ростовской области. «Треугольник» я выполнил в 1965 году во время сборов сборной страны. Целый месяц, каждый день все 15 спортсменов-планеристов пытались пролететь этот заколдованный маршрут. И только в последний день мне удалось замкнуть «треугольник», пролетев всю дистанцию. Мне было труднее, чем остальным, — они летали на А-15 с 17-метровым размахом крыла, а у меня был планер стандартного класса КАИ-14 с размахом 15 метров. Поэтому я финишировал позже всех. Но наш тренер Павел Николаевич Антонов во всеуслышание заявил о праздничном ужине в честь покорения 500-километровой отметки. А через пять минут над нашими головами промчался Женя Руденский, пилот из Киева, установив рекорд по скорости на этой дистанции. Зато я стал первым пилотом Советского Союза, кто ее пролетел, — вспоминает Юрий Иванович.
К слову, в тот рекордный день только эти два пилота смогли пролететь маршрут. Остальным он оказался не по зубам, хотя летали опытные пилоты — Владимир Чуриков, Марина Африканова, Изабелла Горохова, Ольга Монафова, Юрий Кузнецов и другие.
А вот рекорд по высоте дался пилоту нелегко. Юрий Малютин гонялся за этим достижением несколько лет, поскольку высоко подняться над равниной невероятно сложно. Практически невозможно…— Начну издалека и несведущим расскажу о высотных полетах. За рубежом вблизи горных массивов планеристам можно летать по нескольку суток, поскольку ветер, ударяясь о горные вершины, может поднять планер до 10 — 15 км. Но для этого пилоту нужно обязательно иметь кислородное оборудование, чтобы не погибнуть. В нашей стране скалистых гор с таким микроклиматом нет — воздушные потоки близ Эльбруса и Казбека ведут себя по-другому. Но я поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выигрыша высоты в 5000 м. И начал пробовать подняться над равниной. Я выполнил несколько десятков полетов на высоту, использовав при этом силу грозовых облаков, о которую могли сломаться крылья больших самолетов. Чтобы не погибнуть и свести риск к минимуму, мне надо было точно рассчитать, как правильно войти в восходящий поток, скорость которого могла превысить 30 метров в секунду. Представьте, вы стремительно поднимаетесь вверх, а рядом с вами летают градины размером с голубиное яйцо и залетают иногда в приоткрытую форточку! Над Среднерусской возвышенностью грозовые облака достигают высоты 7000 метров. Вот за ними я, собственно, и гонялся. И летом 1965 года, над Мценском, мне наконец удалось найти подходящее облако, — рассказывает планерист.
Поднявшись на высоту 2500 метров, планер Юрия Малютина попал в зону обледенения. Но, сжав зубы, спортсмен сделал последнее усилие и взобрался на вершину облака. Высота на высотометре показывала 6354 метра. Он мог взлететь еще выше, но почувствовал первые признаки потери цветоощущения, кислородного голодания и принял решение снижаться.Тот день навсегда вошел в историю советского планеризма, а этот рекорд для равнинной местности остается непревзойденным до сих пор.
— Риск, конечно, существовал, но он был оправдан. Я рисковал, чтобы установить всесоюзный рекорд и доказать, что советские спортсмены тоже достойны почетного знака с алмазными подвесками. А если серьезно, то мой отец участвовал в Великой Отечественной войне, в составе авиационного подразделения освобождал советские города, брал Кёнигсберг и Берлин. И они с однополчанами поклялись, что их дети не будут никогда воевать. Но для этого надо было готовить будущих защитников страны. Поэтому я всегда, с самого детства, считал себя защитником Родины, — говорит пилот.
Авиационная судьба не раз испытывала Юрия Малютина на прочность. Однажды он даже заставил сердца орловчан замереть от восторга и ужаса. А дело было так: в 1965 году близ Орла проходил единственный в истории города Всесоюзный авиационный парад по случаю завершения Спартакиады СССР по техническим видам спорта. Ему был доверен очень сложный полет: «голова к голове» — это когда один планер летит как обычно, а другой «висит» над ним на высоте трех-пяти метров вниз головой. Подобный полет часто исполняли пилоты на двух самолетах Як-18, но за пару недель до воздушного парада летчики погибли, зацепившись друг за друга. И Юрию Малютину полет запретили. Но разрешили слетать демонстрационный полет в одиночку.
— Я показал тогда довольно рискованную пилотажную фигуру на планере А-13 — «петля от земли». Сначала пикируешь с высоты 300 метров до 5 — 10 метров над головами зрителей, а потом резко уходишь вверх на петлю. Руководитель полетов по рации, помню, даже начал заикаться, а вот летчики-испытатели после полета пожимали руку, — улыбается пилотажник.
Глубокие знания законов математики, физики и геометрии не раз помогали Юрию Малютину выходить из сложнейших авиационных ситуаций. Может, поэтому после завершения спортивной карьеры он долгие годы проработал на физико-математическом факультете в Орловском университете. Не единожды избирался депутатом городского Совета народных депутатов. Много лет посвятил общественной работе. Но и сейчас, в свои 86 лет, он продолжает во снах летать по небу — не на планере, не на самолете, а широко распахнув руки-крылья.
Потому что он человек-птица.
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ