Алексей Левин: Всегда приятно, когда твои ученики поднимаются на пьедестал почета
В Воронеже не так много детей и подростков занимаются в секциях и кружках авиамоделирования. В области ситуация не лучше, за исключением, наверное, Верхнехавского района, где АТСК «Сапсан» ДОСААФ России развивает в том числе и это направление. Руководит секцией Алексей Левин — фигура достаточно известная в мире авиамодельного спорта.
Спортивный судья II категории, кандидат в мастера спорта, неоднократный победитель и призер всероссийских соревнований, он привлекает местных ребят к конструированию моделей и занятиям авиамодельным спортом. Для юных селян спорт — это не только укрепление здоровья, но и повышение самооценки и уверенности в себе, возможность увидеть другие города во время соревнований. Каждую среду воспитанники АТСК «Сапсан» приезжают в ФОК районного центра, чтобы провести тренировку в современном, красивом и светлом зале. Свои модели они перевозят в больших коробках и хранят так, чтобы они не касались друг друга — на специальных подставках. И хотя себестоимость таких моделей невелика — 200 — 500 рублей, — относятся они к ним очень бережно.
— Сразу стоит определиться, что существует авиамодельный спорт и авиамоделизм. Спорт сегодня включает более 30 дисциплин и требует от спортсмена специальной подготовки, серьезных усилий для достижения результатов, постоянного повышения мастерства, а также финансов для приобретения сложных спортивных моделей, участия в соревнованиях — как и любой другой вид спорта, — рассказывает Алексей Левин. — А есть авиамоделизм как вид технического творчества и увлечения. Люди, которые им занимаются, часто не участвуют в официальных соревнованиях, а летают в свое удовольствие. Часто случается, что занятия авиамоделизмом на уровне хобби перерастает в занятия авиамодельным спортом.
— Авиамодели появились раньше настоящих самолетов или они развивались параллельно?
— Скорее второй вариант. История гласит, что в 1871 году француз Альфонс Пено сконструировал игрушку из нескольких реек, кусочков вощеной бумаги и резиновых нитей, которая пролетела 45 метров. Она и стала первой авиамоделью, а ее создатель — «крестным отцом» авиамоделизма. Правда, единственным видом авиамоделизма тогда были свободнолетающие модели — планера или резиномоторные модели, а в 1914 году создали первый авиамодельный бензиновый двигатель, который стал настоящим прорывом! С тех пор «большая» авиация и моделизм взаимодополняют друг друга — на авиамоделях отрабатывали технологии и материалы, а все новое моделисты стараются переносить в авиамодельную практику.
Практически все известные конструкторы начинали свой путь в профессию с моделизма. Да и простые ребята с удовольствием клеили и запускали миниатюрные модельки. Это было очень популярное увлечение.
— Может, потому, что у детей тех лет не было телефонов и компьютеров и им просто нечем было заняться?
— Не соглашусь, сегодня многие ребята с удовольствием занимались бы моделизмом, если бы позволяли финансовые возможности родителей. Наш аэроклуб может себе позволить бесплатные занятия для детей — за счет соучредителя верхнехавского ООО «СГЦ».
Кроме того, технические виды спорта требуют интеллектуальных усилий. По правилам многих соревнований моделью нужно не просто уметь управлять — она должна быть собрана и отлажена самим спортсменом. А это означает, что ребенок должен разбираться в технических дисциплинах, понимать принципы аэродинамики, знать конструкцию летательных аппаратов, коих великое множество. Напомню, что есть свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые, модели-копии, радиоуправляемые с электромотором. И каждая из них делится на множество подклассов и требует достаточных умений для настройки и управления.
— Что, по-вашему, теряет государство, если ее граждане, большие и маленькие, перестают заниматься авиамоделизмом?
— В свое время СССР был единственной страной в мире, которая производила военные и гражданские самолеты полностью автономно, из своих комплектующих, и поставляла свою авиапродукцию во многие страны. Сейчас, когда мы стараемся возродить былое величие, нужно начинать с возрождения интереса к моделизму.
Мне могут возразить, что у нас работают станции юных техников, центры технического творчества, кванториумы и так далее. Но многие их руководители предпочитают купить готовый дрон и научить детей им управлять. А можно пойти другим путем — научить детей делать своими руками модель самолета, планера или беспилотник.
— Такая картина только в Воронеже?
— Разумеется, нет. Наоборот, на фоне других регионов у нас еще не самая плохая ситуация. Благодаря АТСК «Сапсан» ДОСААФ России мы возим детей на престижные российские соревнования, прививаем им соревновательный опыт, развиваем их как спортсменов.
РО ДОСААФ России Воронежской области развивает авиационные виды спорта, в том числе авиамоделизм, так как это основа добровольной подготовки граждан к защите Отечества. Летом 2024 года запланировано проведение Кубка России по авиамодельному спорту на базе АТСК «Сапсан» в Верхней Хаве. «Такое соревнование мы будем проводить впервые. Оно внесено в календарный план Министерства спорта Воронежской области, так что его участники по итогам турнира смогут получить спортивные разряды», — отметил председатель РО ДОСААФ России Виктор Орлов.
РО ДОСААФ России возьмет на себя часть финансовых затрат, в том числе на наградную атрибутику. Организаторы надеются, что турнир состоится и привлечет внимание большого числа спортсменов.
В прошлом году мы, например, участвовали в двух всероссийских олимпиадах по авиамодельному спорту в Пензе и Нововоронеже и стали чемпионами как в личном зачете, так и в командном. Наши ребята также блеснули на чемпионате и первенстве страны, стали триумфаторами Кубка России. Таким образом, в активе наших спортсменов на сегодня все высшие награды, которые есть в стране по зальным моделям планеров. И этих результатов, стоит заметить, мы достигли в ситуации «закрытого» вот уже два года неба над регионом.
— В 20-е годы прошлого века в нашей стране был популярен лозунг «От модели — к планеру, от планера — к самолету». Сегодня он работает?
— Наш аэроклуб известен на всю страну в первую очередь своими планерными достижениями. И, открывая авиамодельную секцию, мы хотели воплотить советский лозунг в жизнь. Но оказалось, что это не так легко. Многие современные дети с клиповым мышлением хотят видеть результаты своих усилий здесь и сейчас, то есть сразу. Там, где процесс получения результатов затягивается, в том числе и из-за длительности или специфики обучения, им становится неинтересно.
Кроме того, существует и особенность районных секций: рано или поздно наступает момент, когда после окончания школы дети переезжают в города для продолжения обучения, а мы теряем спортсменов. К примеру, сейчас в нашей команде процентов 70 ребят — новички.
— Будете воспитывать из них чемпионов?
— Конечно. Всегда приятно, когда твои ученики поднимаются на пьедестал почета, и особенно приятно, когда они выигрывают у своего тренера (Алексей Левин — действующий спортсмен. — М. К.). Но все же не это наша основная задача — мы не делаем из детей чемпионов, мы только даем им возможность стать чемпионами. Ну а кроме того, стараемся воспитывать организованных, дисциплинированных, ответственных людей, которые добиваются поставленных целей и могут концентрировать свои усилия.
А если при этом они будут становиться победителями и призерами соревнований, что ж в этом плохого?
Марина Калинина.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ