Русская военная авиация 110 лет назад
Накануне Первой мировой войны произошло раздвоение управления военной авиацией. Она оказалась подчиненной одновременно Главному военно-техническому управлению (ГВТУ) и Главному управлению Генерального штаба (ГУ ГШ), входящим в Военное министерство.
Предусматривались авиаотряды четырех категорий: полевого (армейского), корпусного, крепостного и особого назначения. Армейский отряд выполнял боевые задачи в интересах общевойсковой армии, корпусной — армейского корпуса, крепостной — гарнизона крепости, особого назначения — находился в распоряжении высших штабов. При разработке штатов авиаотрядов был учтен опыт участия авиации в маневрах, прошедших в 1911 — 1913 годах в Петербургском и Варшавском военных округах. Считали, что самолеты будут применяться для разведки и связи.
По организационному устройству все авиаотряды отличались незначительно. Это было связано с выбором типа самолета для каждого из четырех категорий авиаотрядов. В отношении оборудования самолетов предлагалось следующее: «Ввиду неимения окончательного решения о броне, бомбах и телеграфе (радио. — С. Елисеев) и принимая во внимание, что заказываемые аппараты служат свой срок в два года, при настоящем заказе не принимать во внимание этих потребностей, кроме съемной брони, но не на всех аппаратах» (Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). В вопросе «О типах» пришли к выводу, что следует заказать для полевых (армейских) и крепостных отрядов самолеты: «Вуазен», «Сикорский-Х» и «Фарман-ХХII», а для корпусных отрядов — «Депердюссен», «Моран-Парасоль» и «Сикорский-XI».
Для отрядов особого назначения предусматривалось сделать заказ на одноместный «Моран-Сольнье».
Примечательно, что, кроме иностранных типов, решено было заказать и самолеты конструкции Игоря Сикорского, что нельзя не оценить положительно, особенно в плане тенденциозного освещения истории авиации в литературе советского времени. В ней Военное министерство России необоснованно обвиняется в приверженности иностранным образцам авиатехники. Между тем документы свидетельствуют, что военное ведомство почти во всех возможных случаях проводило политику продвижения к серийному производству русских изобретений авиатехники и особенно тех из них, которые должны были строиться из отечественных материалов. Когда же дело доходило до заводов, то они предпочитали осваивать производство иностранных самолетов, так как это было дешевле и менее рискованно.
Для примера достаточно проследить судьбу самолета «Сикорский-XI». Военное министерство в марте 1914 года приняло решение заказать 42 штуки «Сикорских-XI». Из четырех ведущих авиазаводов за изготовление отечественных самолетов взялся только петербургский завод, на котором Игорь Сикорский работал главным конструктором. Однако через несколько дней правление завода попросило перенести выполнение этого заказа на более поздний срок. Тогда Военное министерство уменьшило заказ до 12 самолетов, но и они не были изготовлены. Все это привело к тому, что только несколько русских типов самолетов нашли применение в Первой мировой войне. Среди них особое место занимают дальний бомбардировщик и разведчик «Илья Муромец» И. И. Сикорского и морские летающие лодки Д. П. Григоровича. Военное ведомство предварительно рассчитывало иметь «Муромцы» по одному в распоряжении каждой из армий (их должно было быть около десяти).
Освоение производства новых самолетов на русских заводах в 1914 году шло медленно. Изготовленные на разных предприятиях самолеты одинакового типа часто имели невзаимозаменяемые детали, что во время войны усложняло ремонт техники в полевых условиях.
Весной 1914 года началось формирование 21 авиаотряда. Оно шло достаточно быстро, так как личный состав был подобран заранее, а самолеты еще с осени 1913 года накапливались на местных складах. Силы и средства воздухоплавания использовались для создания авиачастей. В начале лета 1914 года все запланированные формирования были закончены. Появились следующие авиационные части:
— 4-я авиарота (г. Лида) с 2, 3, 4, 6, 10, 20, 21-м корпусными авиаотрядами;
— 5-я авиационная рота (г. Бронницы, под Москвой), при ней: авиаотряд Гренадерского корпуса, 13-й и 17-й корпусные авиаотряды;
— 6-я авиарота (г. Одесса), при ней: 7, 8, 24, 25-й корпусные авиаотряды;
— 5, 16, 22-й корпусные отряды (вошли в состав 1-й авиароты – г. Санкт-Петербург);
— 4-й Сибирский крепостной авиационный отряд (с. Спасское — на Дальнем Востоке);
— три крепостных авиаотряда в Гродно, Севастополе и Владивостоке (по материалам РГВИА).
Дислокация новых отрядов во многих случаях не соответствовала расположению штабов корпусов. Начальники штабов округов не уделяли авиации должного внимания, хотя именно штабам нужны были авиаотряды для выполнения воздушной разведки.
В целом появление нового средства разведки — самолета не было в должной мере оценено высшим военным командованием вооруженных сил России перед войной. В первые месяцы войны самолеты с опознавательными знаками России обстреливались солдатами, да и офицерами русской армии. Ни опознавательные знаки, ни покачивание крыльями, ни русская форма при вынужденной посадке не могли убедить недоверчивых военнослужащих. Когда же дело доходило до мата, раздавалось русское: «Братцы, так то ж свои!»
Вплоть до начала войны шел процесс разделения управления техническими войсками между ГВТУ и ГУ ГШ. В этот период авиачасти управлялись фактически инспекторами по инженерной части округов.
В результате претворения в жизнь идеологии Военного министра в отношении авиации к началу войны сложилась достаточно сложная система управления.
Военный министр возложил на ГВТУ весьма расплывчатые функции в отношении авиачастей, которые можно обобщить понятием «руководство в техническом отношении». Проверку же их готовности к выполнению боевых задач должно было осуществлять ГУ ГШ. В итоге получилось, что ГВТУ руководит, но не проверяет, а ГУ ГШ проверяет, но не руководит. В строевом же отношении авиачасти подчинялись начальникам штабов округов.
Таким образом, к началу войны сложилась организационная структура русской военной авиации, количество авиационных частей в которой позволяло обеспечить большую часть армейских корпусов средствами воздушной разведки. Всего в армии в июле 1914 года насчитывалось 39 авиаотрядов.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ