Первые женщины-герои
2 ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта Москва – Дальний Восток и проявленные при этом мужество и героизм впервые трем женщинам: Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.
Через облачность – к рекорду
Командир Валентина Гризодубова, второй пилот – Полина Осипенко и штурман – Марина Раскова на самолете АНТ-37 «Родина» за 26 часов 29 минут пролетели расстояние 6 тыс. 450 км, установив мировой рекорд по дальности полёта среди женщин.
Этот беспосадочный перелет стал второй успешной попыткой советской авиации примерно за сутки преодолеть расстояние от Москвы до Дальнего Востока: 27 — 28 июня 1938 года экипаж в составе летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Брядинского установил рекорд скорости, преодолев на самолете ЦКБ-30 «Москва» 7 тыс. 580 км от Москвы до Спасска-Дальнего в Приморье за 24 часа 36 минут.
Самолёт «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове в 8.16 утра 24 сентября 1938 года. Уже через 50 км он оказался в густом слое облаков, и оставшиеся 6 тыс. 400 км вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.
«Испытания начались почти сразу же после взлета. Примерно через 150 километров машина вошла в облачность и земли мы фактически не видели до самой посадки. Но самое неприятное и неожиданное заключалось в том, что вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура — и приемная, и передающая», — позже вспоминала Валентина Гризодубова (кн. Ю. Каминского «Кремлевские перелеты»).
Перебои со связью начались 24 сентября в 17.34 по московскому времени, когда самолет пролетал над уральским городом Карганом. В таких условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем. Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение сажать самолет без выпуска шасси на болото в верховьях таёжной реки Амгуни. Перед этим она приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, так как та находилась в застекленной кабине штурмана в носовой части самолета, которая могла серьезно пострадать при посадке. Ей пришлось прыгать с двумя плитками шоколада в кармане, женщину нашли в тайге только через 10 дней.
Спасательная операция
После того как 25 сентября самолет «Родина» так и не прибыл в пункт назначения в Комсомольске-на-Амуре, началась спасательная операция. В ней принимали участие более 50 самолетов различных типов, а также сотни военных и таежных охотников, отправленных на прочесывание местности. Район поисков – от Байкала до Амура. «Родину» вместе с экипажем удалось обнаружить с воздуха только 3 октября. Правда, радость находки была омрачена нелепой трагедией: над местом, где «Родина» совершила вынужденную посадку, столкнулись два самолёта, участвовавших в поисковой операции, — «Дуглас» и ТБ-3. Жертвами столкновения стали 15 человек, включая напарника Коккинаки по недавнему перелёту Москва – Дальний Восток Александра Бряндинского. Обстоятельства этой катастрофы тут же были засекречены, чтобы не омрачать негативной информацией очередной триумф советской авиации.
6 октября примерно в 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет в болоте до наступления заморозков, проследовали по реке Амгунь через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск.
В Москву героические летчицы отправились на специальном поезде. На каждой станции, в каждом городе по пути в Москву их встречали с поздравлениями толпы советских граждан.
Самолет «Родина» при вынужденной посадке практически не пострадал. В ноябре 1938 года, как только выпал снег и начались морозы, специальная аварийная команда подняла самолет и установила его на лыжи. 5 декабря «Родина» стартовала с места приземления и перелетела в Комсомольск. Далее самолет вернулся в Москву.
Сергей ИШКОВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ