Иногда нужны не средства, а лишь волевое решение
Газета «Вести ДОСААФ» уже не раз обращалась к проблемным моментам, касающимся малой авиации. Сегодня свое мнение о них высказывает народный артист Российской Федерации, участник Всемирных авиакосмических олимпийских игр Леонид Якубович.
Для начала я представлюсь. Выпускник Калужского авиационного училища, сертифицирован пилотом третьего класса, вторым пилотом на Як-40, УТО «Быково». Сертифицирован КВС на Ми-2, Ан-2, Як-52, Л-410. Общий налет 1602 часа. Это так, чтобы немножко абстрагироваться от телепередачи.
Все, о чем мы сегодня говорим, есть мобилизационный ресурс России. Это ставит глобальный вопрос перед теми, кто за что отвечает, кто кому мешает и кто чего не делает, что обязан делать. Как только выкашивается первый ряд, пока приходит пополнение, кто-то должен заполнить этот вакуум. Мне 75 лет. Вероятно, какое-то время, а я отношусь к военно-транспортной авиации, просижу за штурвалом, пока не придет смена. И так многие, кто прошел этот путь.
Когда я пришел в авиацию, а это было в девяносто четвертом году, паутина висела везде, и я тогда еще подумал: «Ребята, а как же безопасность страны?» Вспомните Осоавиахим — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Что значит добровольное общество содействия? Это мы. Даже те, кто умеет водить машину, кто сидит в седле мотоцикла. Любой человек — это мобилизационный ресурс, который чем-то обладает.
Я предлагаю во всех наших обращениях перестать лить слезы. Мы жалуемся сами себе. Давайте один раз когда-нибудь поставим вопрос, да, перед президентом: положение угрожающее. Сегодня дилеры, которые работают, не виноваты. Посмотрите, сколько дилеров, какие машины мы продаем стране.
Мой инструктор Гарри Георков — чемпион мира на Ми-2. Любой, кто поднимался в небо, знает, что лучшего аппарата для первоначальной летной подготовки нет. Любой научившийся летать на Ми-2 может летать на табуретке. Нет лучше аппарата, чем Як-18Т, для первоначальной летной подготовки. У нас их нет вообще. А те, что есть, доживают свой век. «Ансат» не поможет. Як-52 в любой модификации для первоначального обучения пилотажу был лучший самолет у нас. У нас нет других. Но у нас теперь нет и этих.
Поэтому я думаю, что нужны не просьбы, а практически предложения к президенту, ставящие вопрос об угрожающем, повторяю, положении в стране. Когда мы с Игорем Барсковым создавали клуб, а это был девяносто восьмой год, тогда уже написали предложение о первоначальной летной подготовке, которая включала в себя очень многое. Кстати, это же государственная, очень удобная задача. Согласитесь все, кто знает, у кого учебные центры есть.
Какая мне разница, как маршрутный полет я буду летать? Но это губернская программа, я могу летать по санавиации, могу по лесоохране, могу летать где угодно. Какая разница, у меня сидит вот инструктор, вот ученик, и мы будем летать маршрутные полеты. Включите.
Мы предлагали что сделать? Чуть скинуть налоговую нагрузку с любого аэроклуба при одном условии, что суббота-воскресенье — бесплатная школа для ребят. Ну, пусть с восьмого класса. У кого есть медицинская справка — в небо, у кого нет, значит, в батальон аэродромного обслуживания.
При этом налет, который мы собирались дать тогда в Калининграде — почти сто часов за два года, и с этим налетом, естественно, приоритет для поступления в авиационное училище.
Мы рассказываем друг другу то, что у нас болит уже очень много лет, а оказывается, есть люди, которые предоставляют нас всех в Совете при президенте. Ну, надо же встать однажды, иначе зачем мы там? Значит, надо выделять людей, тех, которые могут грамотно объяснить задачу, именно о том, о чем я говорю, и говорить это президенту в глаза, потому что никто под ним вопрос не решит. Сегодня главенствуют в авиации люди, которые в жизни своей ни за ручку, ни за «рога» не держались. Как с ними разговаривать?
Когда-то давным-давно в Советском Союзе я разговаривал с одним замминистра, замечательный мужик, он мне сказал: «Аркадьич, ну что я могу сделать? У меня сидят люди, которые вас ненавидят. Мы его выгнали за пьянку, он летать не может, а вы летаете. У него вот здесь комок стоит, он вас видеть не может, а вы к нему ходите с бумажками».
На прошлогоднем Всероссийском конгрессе авиации общего назначения я предлагал привести к тому, чтобы у нас была резолюция (очень жестко, по-мужски, так, как умеют делать люди в погонах) — рапорт президенту Российской Федерации об угрожающем положения с авиацией, с малой авиацией, с авиацией особого назначения.
Напомню, что еще в 2012 году выходил президентский указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения», где были утверждены положения об этой структуре и ее состав.
Сейчас вопрос об авиации общего назначения собираются рассмотреть в Государственной Думе.
От редакции. Усилиями людей, влюбленных в небо, дело вроде бы сдвинулось… Мы приглашаем всех, кого волнуют эти проблемы, всех, кто хотел бы предложить пути их решения, принять участие в дискуссии на страницах газеты «Вести ДОСААФ».
ЛЮДИ ГОВОРЯТ