Управлять квадрокоптером нужно профессионально
Под квадрокоптером понимается вертолет, имеющий четыре несущих винта, разнесенных с помощью балок относительно центра. Каждый из них оснащен собственным двигателем, работа всех приводов контролируется микропроцессором и тремя гироскопами, обеспечивающими стабильное положение аппарата в воздухе. Барометрический датчик позволяет фиксировать аппарат на нужной высоте. Квадрокоптер также включает акселерометр, определитель расстояния и приемник GPS или ГЛОНАСС. Чтобы исключить поворот аппарата в воздухе, одна половина винтов вращается по часовой стрелке, а вторая — против. Полет квадрокоптера может управляться радиокомандным способом или проходить по заранее записанному в компьютер маршруту. Смещение аппарата в пространстве происходит за счет изменения скорости вращения той или другой пары моторов.
Первые квадрокоптеры появились в 1920-х годах. Они не были такими маневренными, как современные квадрокоптеры. Тогда эти летательные аппараты преодолевали короткие расстояния. У первых квадрокоптеров было четыре ротора и восемь управляющих винтов. Все они приводились в движение одним мотором.
Квадрокоптер на радиоуправлении появился чуть более десяти лет назад, а сегодня такие устройства уже стали для нас привычными беспилотниками (беспилотными летательными аппаратами — БПЛА).
В 2021 году Минобороны РФ заявило: «Авиация квадрокоптерного типа будет активно применяться на различных тактических учениях для выполнения объективной оценки поражения целей и корректирования огня, а также в интересах разведки».
После начала специальной военной операции на Украине общественность благодаря средствам массовой информации приобрела представление о современной тактике общевойскового боя. В частности, люди узнали о применении БПЛА (квадрокоптерах). Их используют для разведки. Квадрокоптеры непросто уничтожить из-за их небольших размеров. По команде оператора эти БПЛА делают резкие непредсказуемые маневры. Повышению живучести квадрокоптера способствует и ветер.
Для разведки и корректирования артиллерийского и минометного огня в зоне специальной военной операции используются гражданские квадрокоптеры. Они оказались намного проще и доступнее, чем штатные беспилотники типа «Элерон», «Орлан-10», «Орлан-30», «Элерон-3» и «Застава».
И все же гражданские квадрокоптеры признаются расходным материалом. В среднем у квадрокоптера до выхода из строя бывает три-четыре боевых вылета. Квадрокоптер громко шумит, невысоко поднимается, чувствителен к средствам радиоэлектронной борьбы, подвержен воздействию осадков, имеет скромную дальность действия, его нельзя использовать при сильном ветре, часто приходится менять батарейки, не всегда есть возможность зарядить аккумуляторы.
Тем не менее наша армия постоянно испытывает потребность в гражданских квадрокоптерах. Их использование снижает риск для личного состава, предотвращает жертвы среди мирного населения и сохраняет гражданскую инфраструктуру.
Военный корреспондент Александр Сладков пояснил, что в Российской армии из гражданских квадрокоптеров наибольшим спросом пользуются Mavic 3 Fly More Combo и Mavic 2 Zoom Fly More Combo китайской компании DJI. Mavic 3 Fly More Combo достаточно компактный и легкий (900 граммов), он может подниматься на высоту до шести километров, максимальная скорость 19 км/ч, дальность полета 15 км, максимальное время полета 46 мин. Квадрокоптер оборудован отличной камерой и тепловизором, наиболее эффективно работающим на высоте до 200 м. Планшет для этого квадрокоптера предпочтительнее смартфона, так как дает лучшее изображение деталей.
По данным открытой печати, на один маршевый полк нашей армии требуется примерно три больших квадрокоптера, девять средних (то и другое — штатные средства) и 27 маленьких типа Mavic — для командиров взводов.
Появление квадрокоптеров закономерно потребовало наличия соответствующих специалистов. Профессия оператора БПЛА (квадрокоптера) возникла в России официально в январе 2017 года.
Статус подразделений БПЛА был закреплен в штате Вооруженных Сил РФ. Сразу встал вопрос о подготовке кадров для управления БПЛА.
В Межвидовом центре беспилотных летательных аппаратов Генерального штаба ВС РФ сейчас готовят специалистов по управлению БПЛА средней и малой дальности. Этот центр — не единственное учебное заведение в Минобороны по обучению операторов по беспилотной авиации. В настоящее время оператор БПЛА — одна из наиболее востребованных специальностей в армии.
В гражданском секторе обучение управлению квадрокоптером предполагает: знакомство с законодательством, регулирующим полеты беспилотников и аэросъемку; знакомство с устройством квадрокоптера и понимание основных принципов его работы; умение оценить обстановку на месте предполагаемого полета и принять во внимание все факторы, способные повлиять на ход полета; умение безопасно выполнить взлет и посадку; уверенное и безопасное пилотирование квадрокоптера на малых, средних и дальних дистанциях; владение базовыми приемами аэросъемки; знание, как вести себя при возникновении экстремальной ситуации; построение 3D-изображений объекта и сшивание фотопланов.
В России в настоящее время имеется 22 колледжа со специализацией «оператор БПЛА», из них четыре находятся в Москве и четыре — в Московской области. В 2021 году колледжи Москвы выпустили порядка 60 пилотов дронов, по стране — около 260 человек.
Обучение этой профессии идет и в вузах. За 40 часов обучения в Московском авиационном институте (МАИ) предполагается получение удостоверения «Оператор БПЛА самолетного и мультироторного типов». МАИ ведет также подготовку пилотов БПЛА в течение 16 часов в рамках дополнительного профессионального образования.
В МГТУ им. Н. Э. Баумана курс подготовки составляет 76 часов. По окончании учебы выдается удостоверение «Оператор БПЛА». Обучающийся получает: знания о видах FPV-дронов (FPV — это система управления полетами от «первого лица» — First Person View) и их компонентах и применении; умение собрать и настроить FPV-квадрокоптер; умение управлять, обслуживать FPV-квадрокоптер и делать с него снимки; представление о фотограмметрии и построении фотоплана местности.
Оператор БПЛА должен уметь решать задачи: предполетной подготовки оборудования; составления плана полета и согласования его с заказчиком; приема данных с воздуха, их обработки и передачи заказчику; слежения за параметрами работы БПЛА, обстановкой в воздухе и погодными условиями; корректирования полетного плана при нештатных ситуациях; производства мелкого ремонта в полевых условиях; ведения технической документации.
Необходимо помнить, что БПЛА при неправильном или неосторожном использовании может причинить вред людям, не говоря уже о том, что ремонт БПЛА обходится недешево.
Онлайн-курс «Программирование дронов» предусматривает умение у обучаемых создавать программное обеспечение для управления полетами БПЛА. Данный курс подойдет тем, кто уже имеет навыки в IT-разработке, либо выпускникам инженерных специальностей.
По обобщенным данным, стоимость обучения управлению БПЛА — от 15 тыс. рублей. Длительность обучения — от 4 до 76 часов. Индивидуальные сроки устанавливаются для работников транспортной, сельскохозяйственной, промышленной, строительной отраслей, специалистов геодезии, картографии и гражданской безопасности.
На сегодня оператор БПЛА — одна из самых молодых профессий в России. Области ее применения: коммерческая аэрофото- и видеосъемка (клипы, реклама, частные мероприятия, фильмы); поисково-спасательные работы; сельское хозяйство (обработка полей, орошение, контроль роста посевов); проверка оборудования на удаленных территориях, например электросетей; помощь в тушении высотных объектов; доставка оборудования и грузов; геодезические исследования; выявление очагов возгорания, оценка площадей и направления огня; военная разведка и корректирование огня.
Есть также отдельная категория операторов-испытателей БПЛА. Они занимаются тем, что создают, апробируют и внедряют элементы искусственного интеллекта в работу беспилотных устройств. Например, многие беспилотники уже сейчас умеют летать и выполнять простые задания без участия человека, а в случае потери связи сами возвращаются на точку запуска. Их можно обучить гораздо большему, пользуясь технологией Machine Learning (машинное обучение) и Big Data (большие данные).
Плюсы профессии: востребованность, престижность, высокая зарплата, интересная работа для людей с техническим складом ума, возможность освоить на курсах, постоянное саморазвитие, возможность получить образование в любом возрасте.
Минусы: работа в полевых условиях, частые командировки, требуется серьезная техническая подготовка, ответственность.
Пока профессия не развита так сильно, нет большой конкуренции. Однако генеральный директор компании «Летай и Смотри Агро» считает, что сегодня недостатка в таких специалистах нет: «Как-то я дал объявление о том, что компания набирает пилотов дронов. За три дня откликнулись 123 человека. Сейчас у нас в штате работает 12 профессионалов, их зарплата при условии достаточной рабочей нагрузки составляет 150 тысяч рублей».
Оператор БПЛА — это интересная работа, где человек может постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. От полетов до первой разработки собственного устройства рукой подать. Данные устройства очень скоро изменят мир. Поэтому выбор профессии пилота квадрокоптера — дальновидное решение.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ