БТР – бронированная колесница мотопехоты
БТР – бронированная транспортно-боевая машина — предназначается для транспортировки личного состава, огневой поддержки подразделений в бою, уничтожения живой силы, легкобронированной техники противника и его противотанковых средств.
В нашей стране развитие этого класса техники активно началось после окончания Второй мировой войны. Основным бронетранспортером Советской армии с 1960 года стал БТР-60, положивший начало целой «династии» восьмиколесных легкобронированных транспортеров. БТР-60 пришел на смену устаревшему БТР-152, созданному в 1950 году на базе трехосного грузовика ЗИЛ-151. Новый бронетранспортер имел целый ряд преимуществ перед предшественником: БТР-60 благодаря колесной формуле 8х8 имел значительно лучшую проходимость, легко преодолевал широкие траншеи, к тому же БТР-60 умел плавать.
При разработке нового бронетранспортера был учтен печальный опыт применения БТР-152 в уличных боях в Венгрии в 1956 году. Машина имела серьезный недостаток: открытый сверху и поэтому уязвимый броневой корпус. Бэтээры закидывали бутылками с зажигательной смесью из окон домов, что приводило к большим потерям.
Также в то время была велика вероятность возникновения ядерного конфликта, и разрабатывавшаяся боевая техника должна была иметь противоатомную защиту для действий в условиях применения оружия массового поражения.
По этим двум причинам БТР-60 получил полностью закрытый броневой корпус.
Новая машина получила прибор ночного видения и панорамный смотровой прибор командира. Да и вооружен бронетранспортер стал серьезнее: так, на модификации БТР-60ПБ, помимо 7,62-мм пулемета, в башне устанавливался мощный крупнокалиберный пулемет Владимирова КПВТ калибра 14,5 миллиметра.
У БТР-60 было множество модификаций, также на базе этого бронетранспортера были созданы разнообразные машины: подвижные командные пункты, машины связи, машины техпомощи и т. д.
В начале 70-х на вооружение был принят БТР-70. Новый бронетранспортер создавался в КБ Горьковского автомобильного завода с целью повышения общих эксплуатационных и боевых параметров бронетранспортера. За основу была взята модификация БТР-60ПБ.
БТР-70 получил полностью герметичный броневой корпус. Этот бронетранспортер, как и предшественник, состоит из трех отделений: в кормовой части находится двухдвигательная силовая установка, коробка передач, водометный движитель. От боевого отделения, расположенного в средней части БТР, силовое отделено перегородкой, имеющей люки для доступа к двигателям: для проведения несложного ремонта или обслуживания силовой установки покидать машину необязательно.
В боевом отделении размещены башенная установка с вооружением, боеукладка, также в боевом отделении расположены места для десанта.
В передней части БТР находятся места командира и механика-водителя, радиостанция, органы управления машиной. БТР-70, помимо десантных люков на крыше корпуса, имеет боковые люки по обеим сторонам корпуса для спешивания и посадки десанта.
С 1984 года в серию пошла новая машина – БТР-80. Этот бронетранспортер создавался с учетом опыта боевого применения БТР в Афганистане. Компоновка машины практически не отличается от БТР-70: в передней части отделение управления, в средней – боевое и десант, в кормовой части – силовая установка. Но сама силовая установка стала другой: на БТР-80 вместо двух карбюраторных бензиновых двигателей установили восьмицилиндровый дизельный двигатель. Благодаря новому высокоэкономичному силовому агрегату запас хода у «восьмидесятки» по сравнению с БТР-70 увеличился, при этом объем топливных баков остался прежним.
На БТР-80 установлена независимая торсионная подвеска всех восьми колес, централизованная система регулирования давления воздуха в шинах, машина имеет больший, чем у «семидесятки», клиренс. БТР-80 может продолжать движение даже при полном выходе из строя двух колес.
На базе этого бронетранспортера разработаны машины различного назначения: разведывательная химическая машина РХМ-4, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, самоходное артиллерийское орудие 2С23 «Нона-СВК» с пушкой калибра 120 мм.
Принятый в 2013 году на вооружение Российской армии БТР-82А по сути является глубокой модернизацией «рабочей лошадки» — БТР-80. Новый БТР обладает повышенной огневой мощью, улучшилась надежность и проходимость машины.
Вместо самого мощного серийного крупнокалиберного пулемета в мире КПВТ боевой модуль бронетранспортера БТР-82А оснащен 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72. Ее скорострельность составляет 330 выстрелов в минуту, боекомплект пушки состоит из 300 выстрелов, максимальная дальность поражения легкобронированных целей — 2 километра, дальность поражения вертолетов – 1,5 километра. Также на БТР-82А установлен пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм с боекомплектом 2000 патронов.
технические характеристики БТР-82А
Экипаж: 3 человека;
Вооружение: 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТ;
Колесная формула: 8х8;
Мощность двигателя: 300 л. с.;
Макс. скорость: 80 км/ч по шоссе, 10 км/ч на воде;
Запас хода по шоссе — 600 км.
Противоминная защита БТР-82А была увеличена за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих элементов, также была несколько улучшена защита экипажа и десанта от пуль и осколков. Бронирование машины противопульное.
Компоновка БТР-82А осталась такой же, как у предшественников, можно сказать – морально устаревшей. Бесконечно модернизировать бронетранспортер, который ведет свою «родословную» с конца 50-х годов 20-го века, уже нет смысла. Армии, Росгвардии, другим силовым структурам необходимо новое средство передвижения, отвечающее самым современным требованиям по защищенности экипажа и десанта, вооружению и компоновке.
Такой машиной может стать бронетранспортер, который впервые был показан публике на параде Победы 9 мая 2015 года.
Характеристики БТР на новой перспективной колесной боевой платформе «Бумеранг» пока являются тайной. Известно, что компоновка новой машины отличается от привычной «династии» БТР-60/70/80. Так, силовое отделение находится в носовой части машины, а десантный люк расположен в корме БТР.
Бронирование нового типа – многослойное. Боевой модуль, управляемый дистанционно, может оснащаться пулеметами, автоматическими пушками, противотанковыми управляемыми ракетами, другим вооружением. При этом огонь смогут вести и наводчик и командир машины. Боекомплект и вооружение изолированы от экипажа и десанта. Плавать эта машина тоже может.
В ближайших номерах мы расскажем о другом классе боевой техники мотострелковых подразделений – БМП.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ