Аэроплан Можайского и космоплан «Буран» — два незавершенных проекта
— 15 ноября 1881 года капитан 1 ранга Александр Федорович Можайский получил первое в России авторское свидетельство («привилегию») на изобретенный им «воздухоплавательный снаряд» (самолет. – С. Е.);
— 15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль многоразового использования «Буран» совершил два витка вокруг Земли в беспилотном режиме. Запуск корабля был осуществлен с помощью ракетной космической системы «Энергия». Посадка «Бурана» осуществлялась в автоматическом режиме («по-самолетному»).
15 ноября 1881 года от российского Департамента торговли и мануфактур была выдана Александру Можайскому (9 (21) марта 1825 года – 20 марта (1 апреля) 1890 года) привилегия (патент) «на исключительное право изобретенный им воздухоплавательный снаряд (…) во всей Российской империи употреблять». В патенте было также сказано, что ему необходимо представить в Департамент торговли и мануфактур удостоверение местного начальства (компе-тентных свидетелей) о том, что привилегия приведена в действие. Иначе говоря, департамент должен был убедиться, что «летательный снаряд» летает. К привилегии прилагался чертеж самолета.
Российское правительство выделило изобретателю незначительную материальную поддержку, также 2800 рублей на эту работу пожертвовали известный военачальник Михаил Скобелев, граф Воронцов-Дашков и принц Ольденбургский.
В июне 1882 года Можайским была завершена постройка самолета с паровыми двигателями, который в основных своих элементах (в отличие от самолета братьев Райт) являлся прообразом современных самолетов. Следует обратить внимание, что самолет Можайского – моноплан, а к этой схеме аппаратов, как наиболее скоростной, авиаконструкторы пришли только к середине 1930-х годов. Таким образом, он впервые предугадал перспективность монопланной схемы самолета. Изобретению самолета он посвятил всю свою жизнь.
К сожалению, история не сохранила документальных сведений о результатах испытаний самолета, однако доподлинно известно, что небольшая модель аппарата еще до выдачи привилегии успешно летала, как летают и современные типы воздушных судов Можайского.
Впрочем, в 1950 году в издательстве ДОСАРМ вышла книга Беляева, в которой на страницах 25 — 26 можно прочесть: «В солнечный летний день 1882 года на летном поле (в Красном Селе. – С. Е.) собрались члены комиссии. (…) Свое детище Можайский доверил ближайшему преданному помощнику и опытному механику Ивану Голубеву, которому досталась честь стать первым в мире летчиком. И вот зашумели двигатели, со свистом рассекая воздух, стали вращаться винты. Самолет вздрогнул, затем, постепенно ускоряя бег, покатился по наклонной деревянной площадке и, поднявшись в воздух, пролетел над полем более двухсот метров. (…) Под предлогом сохранения военной тайны они (члены комиссии. – С. Е.) запретили публиковать сообщения об этом событии в печати». Однако испытания и доводка самолета продолжались до 1890 года.
В Военной энциклопедии Ивана Сытина (том издания 1916 года) читаем: «Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств».
После кончины Можайского самолет, находясь под открытым небом, в Красном Селе под С.-Петербургом, постепенно разрушался. Затем его перевезли под Вологду, где в 1895 году творение Можайского сгорело.
Архив и модели самолетов Можайского также утрачены.
А теперь о «Буране». Этот летательный аппарат представляет собой орбитальный корабль-космоплан советской многоразовой транспортной космической системы, созданный в рамках программы «Энергия – Буран».
«Буран» предназначался для выведения на орбиты, обслуживания и возвращения на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов, а также противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космоса в военных целях.
Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы было выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Дмитрием Устиновым 8 ноября 1976 года. В том же году головным разработчиком корабля стало специально созданное научно-производственное объединение «Молния», а его руководителем был назначен Глеб Лозино-Лозинский, работавший уже десять лет до этого над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».
На Байконуре для посадки космоплана был построен аэродром Юбилейный. Аналог «Бурана» (машина «002 ГЛИ» – горизонтальные летные испытания) совершил первый атмосферный полет 10 ноября 1985 года в Летно-испытательном институте Министерства авиационной промышленности СССР. Пилотировали машину летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичюс.
Первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. В носовой отсек «Бурана» была вставлена герметичная кабина для экипажа на 10 человек и аппаратуры, грузовой отсек вмещал груз массой до 30 тонн. Стартовая масса корабля составила 105 т.
Ракетаноситель «Энергия», стартовавшая с площадки «110» Байконура, вывела «Буран» на околоземную орбиту. Полет длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный.
При подготовке к посадке имело место чрезвычайное происшествие, которое непроизвольно подчеркнуло успех программы. На высоте 11 тысяч метров «Буран», получивший с наземной станции информацию о погоде на Юбилейном, неожиданно для всех самостоятельно развернулся на 180 градусов. Позже выяснилось, что из-за сильного ветра на аэродроме автоматика корабля «решила» уменьшить скорость, осуществив заход на посадку против ветра.
При развороте корабль пропал из поля зрения Центра управления полетом (ЦУП), и связь прервалась. В ЦУПе сначала не знали, что делать. Военные сразу предложили задействовать систему подрыва корабля, чтобы он не сел где-нибудь не на территории СССР. Однако летчик-испытатель Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке посадки, подождал, и ситуация разрешилась благополучно.
Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в российской и зарубежной ракетно-космической технике, но часть информации об этом уникальном полете недоступна исследователям, так как она записана на магнитных лентах компьютеров старого типа. Специалисты считают, что частично воссоздать полет можно по сохранившимся бумажным распечаткам.
В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года она окончательно закрылась, хотя официального завершения не было, так как прекратить такой проект мог только Президент РФ.
В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с разобранной на части ракетой-носителем «Энергия».
Если отойти от технических характеристик и взглянуть на аэроплан Можайского и космоплан «Буран» эпохально, то мы обнаружим удивительные совпадения.
Первый (самолет Можайского) – летательный аппарат тяжелее воздуха создавался для первоначального полета в атмосфере. Второй («Буран») – для первого пилотируемого полета в космосе и атмосфере.
Первый совершил полет, но его посадка была неудачной. Средств для продолжения этой очень перспективной работы не нашлось.
«Буран» тоже осуществил один полет. Больше он не летал, так как не было средств для продолжения программы, хотя это тоже был весьма перспективный проект. «Буран» по многим данным опережал аналогичный американский многоразовый космический корабль.
Внимательный читатель может найти и другие интересные и даже роковые совпадения в судьбах конструкторов этих летательных аппаратов и их непревзойденных творений.
Сергей ЕЛИСЕЕВ.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ