Ми-28Н – ударный вертолетный комплекс XXI века
В середине 70-х перед конструкторскими бюро была поставлена задача создать ударный вертолет, способный бороться с танками и другой бронированной техникой противника.
КБ Камова занималось проектированием одноместного вертолета В-80 – прототипа знаменитого Ка-50 «Черная акула» с традиционной для «камовских» машин соосной схемой несущих винтов.
Конструкторы МВЗ имени М. Л. Миля после рассмотрения различных вариантов, аэродинамических схем и компоновок будущей машины решили делать двухместный вертолет, остановившись на классической, более простой одновинтовой схеме.
Над компоновкой кабины экипажа долго рассуждать не стали и выполнили ее по проверенной схеме «тандем»: впереди штурман-оператор, сзади и выше — пилот.
Боевую живучесть вертолета конструкторы решили обеспечить дублированием систем и агрегатов с их максимально возможным разнесением и защитой. Оба газотурбинных двигателя вертолета также максимально разнесены, чтобы избежать одновременного поражения двигателей.
Опытный образец нового вертолета, получившего наименование Ми-28, свой первый полет совершил в конце 1982 года.
Было выпущено несколько летных экземпляров, на которых проводились улучшения и изменения узлов и агрегатов, вносились различные доработки по пожеланиям заказчика.
После проведения одновременных сравнительных испытаний вертолетов Ми-28 и Ка-50 представители заказчика – Министерства обороны — пришли к выводу, что показавший лучшие пилотажные возможности одноместный Ка-50 более перспективен. Но программа реализации проекта Ми-28 не была закрыта.
В 1987 году после внесения в конструкцию изменений заказчика был выпущен усовершенствованный вертолет Ми-28А. На этом вертолете были установлены новые бортовые системы, улучшенные приборы, была установлена система для постановки инфракрасных и радиолокационных пассивных помех.
Испытания Ми-28А начались в 1988 году и прошли благополучно. Через год новый вертолет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже и на авиационном празднике в Тушино, вызвав огромный интерес у публики и специалистов. Ми-28А по многим показателям превосходил все вертолеты аналогичного класса.
За свою огневую мощь по классификации НАТО вертолет Ми-28 получил обозначение Havoc – «Разрушитель».
Но из-за недостаточного финансирования дальнейшие работы по вертолету затянулись, на заключительном этапе государственных испытаний было принято решение разработку Ми-28А прекратить и все силы бросить на создание новой, всепогодной модификации вертолета с более мощными двигателями и совершенным бортовым оборудованием.
Это был модифицированный Ми-28Н, получивший название «Ночной охотник».
В 2008 году после окончания разносторонних испытаний летных и боевых возможностей новый вертолет был принят на вооружение.
Вертолет Ми-28Н оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования пятого поколения. Бортовой радиоэлектронный комплекс обеспечивает применение этого вертолета днем и ночью практически в любых погодных условиях. Ми-28Н может выполнять задачи на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и облетом препятствий даже в автоматическом режиме.
В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования «Ночного охотника» входят различные системы: пилотажный комплекс, обзорно-прицельная станция оператора, навигационная система, комплекс средств связи, системы управления вооружением, система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, радиоаппаратура опознавания.
Тактико-технические характеристики Ми-28Н
Диаметр несущего винта: 17,2 м.
Длина фюзеляжа: 17 м.
Высота: 3,8 м.
Двигатели: 2х2200 л. с.
Максимальная скорость: 300 км/ч.
Дальность действия: 500 км.
Динамический потолок: 5700 м.
Максимальная боевая нагрузка: 3600 кг.
Максимальная взлетная масса: 12100 кг.
Экипаж: 2 человека.
Благодаря бортовой РЛС «Арбалет», установленной над несущим винтом, вертолет Ми-28Н может «прятаться» в складках местности и, выставив из-за пригорочка верхушку РЛС, обозревать окрестности на дальностях до 25 километров, сопровождая одновременно несколько целей. И оставаясь при этом незамеченным.
Сочетающий как атакующие, так и защитные функции, вертолет скомпонован так, что менее важные агрегаты прикрывают собой более важные узлы и агрегаты.
Экипаж вертолета Ми-28 тоже хорошо защищен. В конструкции кабины применена высокостойкая броня, корпус выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 миллиметров. А броневое остекление кабины выдерживает прямое попадание бронебойных пуль калибров до 12,7 мм. Лопасти несущего винта, изготовленные из композитных материалов, не разрушаются даже после сквозного прострела 20-миллиметровым снарядом.
В системе спасения экипажа при падении машины с высот, где парашют уже не успеет раскрыться, применен принцип поглощения энергии за счет постепенного разрушения конструкции при ударе: сначала разрушается неубирающееся шасси, затем на себя принимает удар постепенно деформирующийся фюзеляж. Внутри кабины установлены специальные энергогасящие кресла для экипажа, которые значительно снижают перегрузки.
Вооружение вертолета позволяет вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. На вертолете установлена автоматическая пушка калибра 30 мм, расположенная во вращающейся на большие углы турели. Для уничтожения танков, других бронированных и небронированных целей, живой силы в укрытиях на вертолете установлен комплекс управляемого вооружения «Атака-ВН». Для уничтожения воздушных целей используется комлекс «Стрелец» с ПЗРК «Игла-С». На вертолете Ми-28Н могут применять и неуправляемые реактивные снаряды и другое вооружение.
Конструкция и компоновка основных агрегатов вертолета позволяют проводить необходимое обслуживание и вести боевые действия с необорудованных площадок вдали от аэродрома.
В 2010 году для подготовки летного состава началась разработка учебно-боевой модификации вертолета – Ми-28УБ. Главным отличием этого варианта вертолета является наличие двойного управления: если пилот будет выведен из строя, то полноценно управлять машиной может штурман-оператор. Хотя этот Ми-28УБ и предназначен для обучения, но вертолет сохранил все функции ударного вертолета Ми-28Н и может применяться по-боевому в полной мере.
Производство новых учебно-боевых машин налажено на авиастроительном предприятии «Роствертол». 16 ноября 2017 года первая партия вертолетов Ми-28УБ прибыла в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Тверской области.
Возможности интеллектуального ударного вертолетного комплекса Ми-28Н далеко не исчерпаны, модернизация «Ночного охотника» продолжается.
Сергей Волков,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ