«Казачий спецназ»: пластунские батальоны
Использование отрядов специального назначения в военных действиях XIX – начала XX века
Считается, что пластуны – выходцы из Запорожской Сечи, а само это слово – производное от слова «пластувати» (ползти). Со временем пластуны сформировались в особые воинские подразделения, в составе которых они выполняли специальные задачи в отрыве от основного войска, оттачивали свое мастерство и закаляли характер.
Переселившиеся в начале XVIII века на Правобережье Кубани, запорожские и донские казаки основной задачей имели вести непрерывное наблюдение за кордонной линией с целью не допустить проникновение кавказских горцев в глубь казачьих земель и предотвратить их внезапное нападение на станицы. В этой обстановке было не обойтись без специально подготовленных людей, которые часами, а то и сутками могли лежать в секрете, имели навыки следопыта, могли вдвоем, втроем, а то и в одиночку противостоять безжалостному и умелому противнику. Так появились пластуны в Черноморском и Кубанском казачьих войсках.
На рубеже XVIII и XIX веков пластунские отряды становятся неотъемлемой частью Кубанского казачьего войска. Именно на Северном Кавказе сформировался тот легендарный тип пластуна, которого называют предтечей современных спецназовцев.
В ряды пластунов мог попасть далеко не каждый. Здесь было недостаточно только здоровья и физической силы, умения скакать верхом и метко стрелять – всему этому казаки обучались с младых лет. Пластуны должны были обладать терпением и хладнокровием, быть неприхотливыми в быту, выносливыми в походе и выдержанными в бою. Это был преимущественно спокойный и малоприметный народ: яркая внешность или горячий нрав могли сгубить пластуна. Одежда, которую носили казаки-пластуны, была максимально удобной, легкой и неброской, не стесняла движения. Потрепанная черкеска, затасканная папаха с башлыком, кожаные чувяки делали их похожими на жителей гор. Вооружение пластуна составляли кинжал, дальнобойный штуцер, пороховница и мешочек с пулями.
Пластун должен был знать и уметь гораздо больше обычного строевого казака, он был одновременно разведчиком, диверсантом, следопытом: умело передвигаться в горах и переправляться через бурные реки, знать саперное, а по возможности и артиллерийское дело, владеть основами рукопашного боя. Очень непростой процесс обучения приводил к тому, что умение и навыки переходили к пластунам по наследству, а учиться они начинали сызмальства.
Подразделения пластунов официально вошли в штат Русской армии в 1842 году. Их умение бесшумно и внезапно подкрасться к противнику, отважно атаковать ночью и в ненастье, запутать следы не раз помогали одерживать важные победы.
Во время Крымской войны активно действовали «отряды охотников», в которые входили казаки-пластуны. Они совершали ночные налеты на вражеские позиции, уничтожали склады вооружения, провиантские обозы, обнаруживали ведение работ по рытью тоннелей с целью закладки мин под расположение русских войск. Так, пластуны под покровом ночи ликвидировали неприятельскую мортирную батарею, обстреливавшую Севастополь, при этом перебили в рукопашной схватке значительную часть противника и захватили с собой три орудия. И так было не раз.
Двадцать семь человек нижних чинов были высланы из Севастополя в ночь с 8-го на 9-е число текущего месяца в отряде охотников на неприятельские батареи, бросились на французские траншеи, заклепали 8 мортир и 11 пушек и лишили таким образом батарею возможности действовать на другой день…
Генерал-адъютант Князь В. А. Долгоруков, от 30 октября 1854 года.
Главнокомандующий князь М. Д. Горчаков в одном из своих приказов отмечал: «Служение сказанных (пластунских) батальонов под Севастополем, при блистательной храбрости… выходит за черты обыкновенных военных заслуг».
2-й и 8-й пластунские батальоны, прибывшие в Крым 10 октября 1854 года, сражались под Бахчисараем, на реке Каче, под Балаклавой, на Малаховом кургане и 4-м бастионе.
Пластунские батальоны участвовали в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов в составе Дунайской армии. 7-й пластунский батальон под командованием есаула А. А. Баштанника, героя обороны Севастополя, «с необычной отвагой и смелостью» захватил у врага Систовские высоты, которые обеспечили переправу Русской армии через Дунай. Так кубанские пластуны начали свой славный боевой поход к легендарной Шипке. За подвиги, проявленные на полях сражений в Болгарии, все пластуны были награждены Георгиевскими крестами, многим нижним чинам присвоены офицерские и унтер-офицерские звания.
В 1886 году в отдельных частях пехоты и кавалерии Русской армии были сформированы регулярные «охотничьи команды». В систему подготовки спецподразделений вводились такие дисциплины, как разведывание местности, совершение больших и быстрых переходов, ближняя разведка неприятеля, бег на лыжах, саперное дело, устройство переправы и другие, очень нужные для «охотника» предметы. Кроме того, стала широко использоваться подготовка войсковых собак для сторожевой службы.
Эти нововведения принесли немалую пользу во время Русско-японской и Первой мировой войн. «Команды охотников» подрывали минные заграждения, уничтожали живую силу противника, захватывали «языков».
На полях сражений Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 22 пластунских батальона, сведенных в 6 бригад численностью более 20 тысяч человек. Они воевали на Кавказском и Юго-Западном фронтах.
Летом 1915 года в Галиции за высоту 264 разгорелись ожесточенные бои. Два пехотных полка в течение трех дней не могли овладеть высотой. В операции были задействованы 9-й и 10-й пластунские батальоны 2-й пластунской бригады, которой командовал генерал-майор Д. И. Ходкевич. Рано утром смелым и внезапным ударом пластуны овладели высотой. Австрийцы бросили в бой две роты тирольских стрелков, но те были захвачены пластунами в плен.
Из книги «Спецназ России: история и современность», авторы Валерий МУРИН, Владимир СУРОДИН.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ