Броня крепка и танки наши быстры!
Первым танком молодой советской республики стал пехотный танк «Рено-Русский» — прототипом этой машины был трофейный Renault FT-17. Захваченная машина была без двигателя, трансмиссии и некоторых других элементов – металлолом по сути. Этот танк направили на завод «Красное Сормово», а во Франции была закуплена лицензия и необходимое для производства оборудование. В августе 1920 года была изготовлена первая машина, но до 1926 года серийное производство так и не началось. За прошедшие годы изменились тактико-технические требования к машине, в 1927 году появился прототип Т-18, по сравнению с «французом» танк был лучше скомпонован, весил меньше и был более подвижным. По итогам испытаний танк был принят на вооружение в 1927 году под наименованием «малый танк сопровождения образца 1927 г. МС-1», или Т-18.
Вооружался танк 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Т-18 боевое крещение получили в 1929 году в ходе конфликта на КВЖД. Участвовали танки и в Великой Отечественной войне. Большинство танков, находившихся на западном направлении, были захвачены или уничтожены в первые недели войны, тем не менее некоторое количество Т-18 участвовало в Битве за Москву зимой 1941 — 1942 года. Последние Т-18, выполнявшие роль огневых точек у озера Хасан, сняли с вооружения в начале 50-х.
В 30-е годы был разработан легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 – первый танк семейства «Быстроходные танки». Концепция легких быстроходных танков была сформулирована американским конструктором Дж. Кристи. Танки этой конструкции имели катки большого диаметра, привод шел на задние колеса, а передние были управляемыми. С танка можно было снять гусеницы, и тогда он мог передвигаться как автомобиль.
Танки БТ эксплуатировались до 1945 года, принимали участие в вооруженных конфликтах с начала 30-х и до разгрома Квантунской армии в августе 1945 года.
Самым известным танком XX века стал средний танк Т-34. Разработали машину в Харьковском КБ под руководством М. И. Кошкина. Т-34 имеет классическую компоновку: впереди отделение управления, боевое отделение в средней части танка, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Основным вооружением танка была пушка Л-11 калибра 76 миллиметров. С февраля 1941 года на танк стали устанавливать пушку Ф-34 с длиной ствола 41 калибр. Бронебойный снаряд этой пушки пробивал 60-миллиметровую броню на расстоянии 1 километр. Экипаж тридцатьчетверки состоял из четырех человек.
В 1943 году эффективности орудия танка Т-34-76 (такое обозначение получили танки 1940 — 1943 годов выпуска) для борьбы с немецкими танками стало не хватать. Так, во время величайшего танкового сражения под Прохоровкой летом 43-го для того, чтобы поразить новейшие образцы немецкой техники, обладавшие серьезным бронированием, экипажам тридцатьчетверок приходилось идти на большой риск, сближаясь с противником, что приводило к потерям… Требовалось повышение боевых возможностей танка. Было разработано несколько вариантов, в итоге в 1944 году в производство пошел танк Т-34-85. Для этой машины была разработана новая башня, в которой было установлено орудие ЗИС-С-53 калибра 85 мм и длиной ствола 54 калибра. Новая пушка уже позволяла уверенно бороться с немецким «зверинцем». Благодаря просторной башне экипаж танка вырос до пяти человек, что позволило освободить командира танка от обязанностей наводчика. Также Т-34-85 получил усиленное бронирование, усовершенствованные приборы наблюдения, благодаря которым улучшился обзор поля боя.
После Великой Отечественной Т-34-85 состоял на вооружении многих армий мира, а в некоторых странах эта машина шагнула и в двадцать первый век.
Танк, разработанный конструктором Михаилом Ильичом Кошкиным, стал самым массовым средним танком Великой Отечественной войны. Многие эксперты и специалисты считают Т-34 одним из лучших танков Второй мировой войны.
В 1943 году был разработан Т-44. Он не успел побывать в боях, но оказал влияние на дальнейшее развитие танков в нашей стране. Так, на этой машине взамен громоздкой подвески Кристи стала применяться торсионная подвеска, позволившая освободить пространство, что привело к пересмотру компоновки танка. Двигатель, ранее располагавшийся продольно, теперь размещался поперек корпуса, за счет чего увеличилось боевое отделение, существенно уменьшились габариты танка. В дальнейшем компоновка Т-44 была использована при создании Т-54, разработанного в конструкторском бюро Уралвагонзавода под руководством конструктора А. А. Морозова. Экипаж танка состоял из четырех человек, основным вооружением танка стала пушка калибра 100 мм. Впоследствии на базе Т-54 был выпущен Т-55, ставший первым в мире серийным танком, оборудованным системой противоатомной защиты.
Танков в нашей стране было разработано и производилось очень много, написать про все просто места не хватит. В довоенные годы разрабатывались многобашенные танки, например Т-28, имевший пулеметно-пушечное вооружение, расположенное в трех башнях. Нельзя не упомянуть тяжелый танк Т-35. Эта машина боевой массой 50 тонн имела пять башен, экипаж танка – 11 человек. К началу войны этот танк морально устарел, но принимал участие в боях, последнее боевое применение Т-35 было под Москвой в 1941 году. Именно Т-35 изображен на медали «За отвагу».
До войны были сконструированы тяжелые танки КВ (аббревиатура КВ означает Климент Ворошилов), которые применялись до 1944 года. В дальнейшем на смену КВ пришли танки серии ИС. Танк ИС-8, впоследствии получивший индекс Т-10, стал последним тяжелым танком Советской армии.
Средний танк Т-62, выпускавшийся с 1965 года, стал первым в мире серийным танком, на который была установлена гладкоствольная пушка калибра 115 мм.
Разработанный в 60-х танк Т-64 был по сути прорывом в танкостроении. Этот танк стал первым в мире серийным танком, оборудованным автоматом заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек.
Т-64А получил гладкоствольную пушку калибра 125 мм. Благодаря этой мощной пушке и усиленному бронированию практически стерлась грань между классами средних и тяжелых танков. Так появился термин «основной танк».
В 1973 году на вооружение поступил Т-72, разработанный на Уралвагонзаводе. Т-72 «Урал» стал самым массовым основным танком второго поколения. По концепции схожий с Т-64, уральский танк получил другую ходовую часть, более надежный двигатель и автомат заряжания собственной разработки. Т-72 стал одним из самых выдающихся танков XX века, состоит на вооружении многих стран мира.
В 1976 году на вооружение был принят основной танк Т-80 разработки ленинградского Кировского завода. Этот танк стал первым в мире танком, оснащенным газотурбинным двигателем. Мощность многотопливного ГТД-1000Т была 1000 л. с., что позволяло машине легко разгоняться до 70 км в час! Танк был оборудован автоматом заряжания, сходным с Т-64А, а вот от использовании ходовой от Т-64 пришлось отказаться – из-за возросшей скорости танка ходовая от Т-64 с металлическими катками сильно грохотала и в итоге просто разрушалась. Для Т-80 была разработана другая ходовая часть с обрезиненными катками и резиновой беговой дорожкой на гусеницах. Сразу пропал грохот, танк пошел мягко. Больше сорока лет танки семейства Т-80 остаются на вооружении армий мира.
В конце 80-х на Уралвагонзаводе под руководством В. И. Поткина был разработан танк Т-90. По сути этот танк является результатом глубокой модернизации танка Т-72Б. Серийное производство началось в 1992 году. В стране к тому времени сложилась сложная экономическая обстановка, финансирование наших вооруженных сил резко снизилось, возобновить производство удалось благодаря контракту на поставку Т-90 в Индию. Индийские военные заинтересовались танком, но потребовали установить более мощный двигатель и провести испытания в пустыне Раджастан, создавая такие немыслимые режимы для техники, что, казалось, танк просто не выдержит. Не выдержало сердце главного конструктора, работавшего на износ. Владимир Иванович Поткин умер от сердечного приступа прямо за рабочим столом. В день похорон главного конструктора танки были отправлены на индийский полигон. Испытания длились два месяца в сложнейших условиях, все поломки, требовавшие заводского ремонта, устраняли прямо в пустыне. При 50-градусной жаре. Танк все выдержал. Индия подписала контракт стоимостью в 1 миллиард долларов. Решением правительства России уральскому танку Т-90 было присвоено имя «Владимир».
Т-14 «Армата». Этот новейший российский основной танк впервые был представлен на параде Победы в 2015 году. Машина оснащена новейшими разработками отечественного танкостроения и имеет уникальные характеристики. Так, была реализована идея необитаемой башни, экипаж теперь находится внутри корпуса танка в отдельной бронекапсуле. Этакий танк в танке получился.
Кардинально улучшены комплекс управления вооружением, защита танка как в плане бронирования, так и активной защиты. В 2017 году началось серийное производство Т-14. В ближайшие годы этот танк станет основной боевой машиной Российской армии.
А начиналось отечественное танкостроение почти сто лет назад с маленького танка МС-1…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование заслуг бронетанковых войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны и за заслуги танкостроителей был учрежден профессиональный праздник — День танкиста. В 1980 году была установлена текущая дата празднования – второе воскресенье сентября.
С. Волков, по материалам из открытых источников, да и руки еще рычаги помнят.
Всех танкистов, всех тех, кто создает эти грозные, но красивые машины, – с праздником!
ЛЮДИ ГОВОРЯТ