Парашют Котельникова – средство спасения и побед
В начале XX века началось развитие авиации, идея воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха захватывала массы, появлялись все новые и новые образцы летательных аппаратов, изобретаемых в разных странах. Но несовершенство первых конструкций двигателей и самих, можно сказать, примитивных самолетов зачастую приводило к авариям и катастрофам, результат чаще всего был трагическим – пилот погибал.
Свидетелем такой катастрофы в 1910 году стал Глеб Котельников, человек неравнодушный к технике вообще и к авиации в частности. Во время полетов летчик Лев Мациевич выпал из самолета и разбился. Произошедшее с пилотом произвело сильнейшее впечатление на Котельникова, и он решил сконструировать средство для спасения авиатора с терпящего бедствие летательного аппарата.
Уже в следующем году Глеб Евгеньевич представил свое изобретение в патентное бюро в России, но конструкция то ли из-за непонимания важности изобретения, то ли из-за бюрократической волокиты патент не получила. Через год Котельникову удалось запантентовать изобретение, но во Франции – это был ранцевый парашют свободного действия. Первый в мире.
Первый парашют имел круглую форму, он укладывался в ранец из металла, конструктивно прикреплявшийся к летчику в двух точках. На дне ранца были расположены пружины, которые и выбрасывали купол в поток после выдергивания вытяжного кольца.
Были проведены различные испытания, в том числе со сбрасыванием манекена с аэростата на разных высотах полета, все прошло успешно. Конструкция, разработанная менее чем за год, получила название Парашют РК-1 (Парашют Русский Котельникова, модель первая).
Но из-за опасения, что летчики будут выпрыгивать из самолета при первой же аварии, Главное инженерное управление русской армии не торопилось принимать парашют на вооружение. «Парашюты в авиации вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» — вот такую резолюцию выдал великий князь Александр Михайлович, начальник российских воздушных сил.
Князь он, может, был и великий, но принятое решение было недальновидным. Впоследствии русские летчики станут самыми отважными и высококлассными авиаторами в мире. Они нередко отказывались покидать терпящую бедствие машину и спасали самолет. И это не было безрассудство. Это высокий профессионализм и мужество.
Изобретение русского конструктора получило признание за границей. Царское же правительство вспомнило о конструкции соотечественника только в ходе Первой мировой войны, когда авиация начинала учиться воевать. После революции Г. Е. Котельников продолжил работу над парашютами, уже для советской авиации.
С признанием парашюта как наиважнейшего средства обеспечения безопасности полетов продолжалось и его совершенствование. Парашюты стали не только средством спасения, но начали применяться и для десантирования различных грузов. А для десантных войск парашют стал неотъемлемой составляющей ведения боевых действий.
Постепенно начинал развиваться парашютный спорт. Для популяризации этого вида спорта в начале 30-х годов в городских парках стали появляться парашютные вышки. Вышка представляла собой вертикальную конструкцию высотой до 80 метров, наверху которой располагался раскрытый парашют, удерживаемый металлическим тросом. С такой вышки мог совершить прыжок любой желающий. В Москве в Парке культуры имени М. Горького в качестве парашютной вышки использовали аттракцион «Спиральный спуск» (на снимке).
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР считается 26 июля 1930 года, в этот день в Воронеже проводились прыжки военных летчиков под руководством Леонида Григорьевича Минова, пионера парашютного спорта в СССР. Леониду Григорьевичу в 1934 году было присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР», учрежденное Центральным советом Осоавиахим, и вручен знак под № 1.
В 1933 году в Тушине была создана Высшая парашютная школа Осоавиахим, коллектив которой впоследствии подготовил много первых инструкторов-общественников, которые затем обучали парашютному спорту молодежь. Уже к концу того же года осоавиахимовские спортсмены-парашютисты совершили более тысячи прыжков.
А изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников решением президиума Центрального совета Осоавиахим в знак признания его заслуг в создании парашютов был награжден особым нагрудным знаком.
В предвоенные годы в Советском Союзе велась большая работа по военной подготовке населения призывного возраста к планируемым массовым десантным операциям.
Парашют, который первоначально предназначался для спасения жизни, стал важным элементом подготовки десанта.
Во время Великой Отечественной войны советские воздушно-десантные войска принимали участие в крупнейших боевых операциях, действия десантников были исключительно геройскими и эффективными. Тысячи военнослужащих воздушно-десантных частей ВВС РККА были награждены орденами, медалями и были представлены к званию Героя Советского Союза. И ведь многие из них свой героический путь начинали в парашютной школе Осоавиахим, а может быть, и с той парашютной вышки, что была в Парке культуры и отдыха…
После войны парашюты получили дальнейшее развитие в военной и транспортной авиации, а также в деле освоения космоса: для приземления спускаемых аппаратов пилотируемых и грузовых космических кораблей тоже используются парашютные системы.
Советские и российские спортсмены-парашютисты, воспитанники ДОСААФ, неоднократно становились чемпионами и рекордсменами Европы и мира в различных видах парашютного спорта.
В свое время ставший одним из основных направлений деятельности ДОСААФ, парашютный спорт развивается и сейчас. Современный парашютный спорт включает в себя множество дисциплин, по которым проводятся официальные соревнования: на точность приземления (как личная, так и в группе), групповая акробатика, купольная акробатика с перестроениями и построением больших формаций, купольное пилотирование на дальность, скорость и точность и другие.
В конце января 2018 года на заседании Международной парашютной комиссии (IPC) было принято единогласное решение провести в России чемпионат мира по парашютному спорту. Этот чемпионат мира станет крупнейшим и самым масштабным за всю историю проведения международных соревнований по парашютному спорту.
Деревня Сализи Ленинградской области, в районе которой в июне 1912 года Глеб Евгеньевич Котельников проводил испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта РК-1, в 1949 году была переименована в Котельниково, а на месте испытания средства, спасшего тысячи и тысячи жизней, был установлен памятный знак.
Наталия Макарова,
по материалам из открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ