Полярные летчики — герои на все времена
Сегодня, когда Россия энергично осваивает Арктику, потомкам нельзя не вспомнить о «давно минувших днях», связанных с нашим Севером. Так сложилось, что 2018 год стал юбилейным для наших полярных летчиков 1910 – 1920-х годов и некоторых событий в Арктике того времени.
Например, на днях исполнилось 130 лет со дня рождения первого в мире полярного летчика и российского морского офицера Я. И. Нагурского.
В апреле этого года исполнится 120 лет со дня рождения первого советского полярного летчика Б. Г. Чухновского.
В октябре 2018 года исполнится 125 лет со дня рождения одного из первых советских полярных летчиков М. С. Бабушкина, осуществившего первую в мире успешную посадку на плавучую льдину.
Ян Иосифович Нагурский признан первым в мире полярным летчиком. Он первым летал на самолете над Северным Ледовитым океаном. Нагурскому принадлежит также первенство в выполнении «мертвой петли» (петли Нестерова) на гидросамолете — летающей лодке М-9 русского авиаконструктора Д. П. Григоровича.
Нагурский родился 8 февраля 1888 года во Влоцлавеке Варшавской губернии, входившей тогда в Российскую империю. Умер 9 июня 1976 года в Варшаве.
В 1909 году Нагурский окончил Одесское юнкерское училище. В 1912 году вступил во Всероссийский аэроклуб, где научился летать. В 1913 году получил звание военного летчика в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе.
21 августа 1914 года Я. Нагурский с механиком Е. Кузнецовым на гидросамолете совершил первый в Арктике полет вдоль западного побережья Новой Земли, удаляясь от суши на расстояние до 100 километров и покрыв около 400 километров за 4 часа 20 минут. Затем Нагурский выполнил там еще четыре достаточно продолжительных полета. Они осуществлялись в целях поиска пропавших экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Одновременно велись научные наблюдения. Нагурский установил, что над Северным Ледовитым океаном полеты возможны, хотя и связаны с определенным риском. Он сделал вывод о возможности совершить полет на Северный полюс, что и было осуществлено М. В. Водопьяновым 21 мая 1937 года на самолете АНТ-6.
В 1914 – 1917 годах Нагурский командовал авиационным отрядом, а затем и авиационным дивизионом Балтийского флота. 17 сентября 1916 года он первым в мире выполнил два раза подряд «петлю Нестерова» на гидросамолете М-9. До этого авиаторы считали, что выполнение «мертвой петли» возможно только на сухопутных самолетах, так как они легче и обладают меньшим сопротивлением. Во время выполнения второй петли механика унтер-офицера Годовикова выбросило из кабины, однако он спасся, ухватившись за крыло. «Мертвая петля» была выполнена на высоте 900 метров недалеко от станции для гидропланов на острове Эзель (Сааремаа).
В 1919 году Я. И. Нагурский возвратился в Польшу, где работал инженером-конструктором. Награжден пятью русскими боевыми орденами и орденом Возрождения Польши.
Борис Григорьевич Чухновский – первый советский полярный летчик. Он родился 9 апреля 1898 года в Санкт-Петербурге. Умер 30 сентября 1975 года.
В 1917 году Чухновский окончил школу морских летчиков в Ораниенбауме. Участвовал в Гражданской войне в качестве начальника авиации Волжско-Каспийской флотилии, в 1918 году обеспечивал ледовую разведку при переходе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1924 году, используя опыт Нагурского, совершил полеты в Арктике в целях гидрографических исследований и проводки судов.
Только ему из всех летчиков (в спасательных операциях участвовали экипажи 21 самолета) удалось обнаружить 10 июля 1928 года оставшихся в живых членов экспедиции дирижабля «Италия». Чухновский сообщил их координаты ледоколу «Красин», сбросил потерпевшим продукты и снаряжение. Вскоре «Красин» снял потерпевших крушение со льда, а затем по их информации эвакуировал и пять остальных членов экспедиции из основного лагеря.
Чухновский провел в 1929 – 1932 годах ледовую разведку Северного морского пути, в 1937 – 1938 годах участвовал в поисках пропавшего самолета С. А. Леваневского (август 1937 года). В 1933 – 1936 годах совместно с конструктором Р. Л. Бартини создал самолет «ДАР» (дальний арктический разведчик). В 1941 – 1945 годах участвовал в качестве летчика морской авиации Северного флота в Великой Отечественной войне. После войны работал в полярной авиации Главсевморпути. Награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени.
Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Бабушкин первым в мире осуществил посадку на плавучую льдину.
Михаил Сергеевич Бабушкин родился 6 октября 1893 года в деревне Бордино недалеко от поселка Лосиноостровский (ныне Москва). В 1914 году призван в армию, стал военным летчиком, окончив в 1915 году Гатчинскую авиашколу. Был оставлен в ней инструктором. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке. В 1923 году демобилизовался и поступил в Добролет (первое название Аэрофлота). Ежегодно командировался в район Белого моря для ведения промысловой разведки в интересах советских зверобойных судов. В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Нобиле, в 1933 году – в экспедиции ледокольного парохода «Челюскин», а в 1935 году – в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко». В 1937 году, как лучший специалист по посадкам на лед, Бабушкин был вторым пилотом самолета М. В. Водопьянова в полете на Северный полюс. В 1937 – 1938 годах участвовал в поисках самолета С. А. Леваневского. 18 мая 1938 года при возвращении из этой экспедиции уже в качестве пассажира погиб в авиакатастрофе недалеко от Архангельска.
О посадке на лед Бабушкин писал, что его представление о крепости льда после разговора с моряками изменилось. Моряки говорили: «Не только твой самолет удержится, а вот даже ледокол иногда ударит в льдину, вскочит на нее, а она как ни в чем не бывало». Экипаж же Бабушкина был категорически против посадки на лед. Тогда Михаил Сергеевич рискнул, и посадка прошла отлично.
Далее о том, что имеет смысл знать и современным полярным летчикам. После неоднократных наблюдений за льдами с воздуха и проверке их при посадках Бабушкин в отчете написал: «Я мог безошибочно определять толщину и характер ледяного поля с самолета. (…) Толщина полей, у которых кромка загромождена торосами, доходит иногда до трех метров. (…) Есть и другой вид ледяных полей. Края у них ровные, как ножом обрезанные. Этих полей нужно избегать – они молоды и тонки. Когда толстые ледяные поля сходятся краями друг с другом, между ними образуется чистый плес воды. Потом плес замерзает, покрывается снегом. Так образуется молодой лед. На первый взгляд он мало чем отличается от крепкого, старого поля; торосы успокаивают взгляд, внушают доверие. Но манящая гладкая поверхность поля может стать для самолета роковой».
Отечественный и мировой опыт показал, что успешное освоение Арктики невозможно без авиации, но оно невозможно и без радио. 90 лет назад, чтобы спасти итальянцев, сначала надо было знать, куда лететь и плыть.
И вот 3 июня 1928 года советский радиолюбитель, член Общества друзей радио (Осоавиахим) Николай Шмидт первым в мире принял радиосигнал SOS от погибавшей экспедиции У. Нобиле. Случилось это в поселке Вохма Северо-Двинской губернии.
В этот день Николай услышал среди треска своего самодельного приемопередатчика точки-тире незнакомой радиостанции. Молодой радист вывел на бумаге сообщение: «Itali… Nobile… Fran Uosef… SOS SOS SOS terri teno Ehh», что примерно означало: «Италия… Нобиле… Франс Иосиф… спасите наши души… держу землю». Николай уже знал, что 25 мая итальянцы потерпели крушение в Арктике, и поэтому срочно послал с местной почты телеграмму: «Москва. Общество друзей радио Италия Нобиле 3 VI 28».
По просьбе Осоавиахима Н. Шмидт стал вести радиоприем при свидетелях. Это заставило замолчать даже закоренелых скептиков. Русскому радиолюбителю поверили. Пресса всего мира стала склонять на все лады неизвестную дотоле Вохму, которую никто не мог найти на картах, и русского радиолюбителя Николая Рейнгольдовича Шмидта.
Москва срочно направила к Земле Франца-Иосифа экспедицию по спасению экипажа дирижабля «Италия» в составе ледокола «Красин» с самолетом Чухновского на борту (шел с запада) и ледокола «Малыгин» с самолетом Бабушкина, который шел с востока.
Участники спасения итальянцев написали на сложенной из камней пирамиде: «Здесь были участники экспедиции поисков дирижабля Нобиле». Под своими именами они поставили и подписи организаций, которые их послали в Арктику: «ОСОАВИАХИМ, ДОБРОЛЕТ, СОВКИНО».
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ