«Танки» как способ поговорить с подростками
Каждый год к 9 Мая на российские экраны выходит новый фильм о войне. То киношники заново решают перелопатить «А зори здесь тихие», то (как в случае с «Собибором») снять нечто похожее на «Список Шиндлера». В любом случае, при любом качестве проектов само желание – похвальное, поскольку Великая Отечественная война для поколения сегодняшней молодежи представляется чем-то таким же далеким, как и война 1812 года, а Кутузов с Суворовым и маршал Жуков со Сталиным для них герои практически одной эпохи.
Создатели «Танков», конечно, учли парадоксы менталитета и образования нынешних подростков – фильм снят в первую очередь для них. Об этом свидетельствуют оригинальные режиссерские решения, которые во многом отсылают к любимому молодежью жанру комиксов: флэшбеки, сделанные забавными вспышками, сами герои, напоминающие типажей Вселенной Марвел, простые, короткие диалоги, динамика и остросюжетность…
Между тем в основу фильма положен вполне себе исторический факт: инженер Михаил Кошкин в 1940 году, накануне войны с фашистской Германией, разрабатывает прототип нового танка Т-34. Про такую машину сегодня бы сказали «инновационная»: она быстро ходит, практически неубиваема на колдобистых дорогах, ну а уж если начнет стрелять… Чтобы доказать уникальность боевой машины, Кошкин и его команда отправляются в своеобразный тест-драйв: им придется преодолеть на двух танках расстояние от Харькова до Москвы – а это 750 км. Все так и было в реальности. Дальше уже начинается кино.
Команда у Кошкина (Андрей Мерзликин) подобралась своеобразная: помимо танкистов, к группе, как это водится, прикреплен нервный, но очень красивый энкавэдэшник (актер Антон Филипенко). Ну и вишенкой на торте становится девушка (Аглая Тарасова), которая увяжется за мужчинами сугубо из-за своего упертого комсомольского характера.
Красивый энкавэдэшник будет метаться между попытками расстрелять девушку и влюбиться в нее. Но это не самое страшное. Немцы, готовящиеся к войне с СССР, планируют сорвать испытания русского танка и посылают ему навстречу самых своих крутых диверсантов. Но и помимо их на советском бездорожье хватает приключений – от взрывающегося кислородного баллона до таинственных обитателей лесов, которые промышляют грабежами и угонами…
«Танки» — это вторая картина режиссера Кима Дружинина, который получил известность после выхода в прокат его военной ленты «28 панфиловцев». Первую картину и отчаянно ругали, и хвалили. На меня же произвела впечатление история со сбором средств – ввиду отсутствия спонсоров и государственной поддержки авторы ленты обратились к простым людям, пользователям соцсетей, в результате фильм собрал 3 191 595 рублей и стал одним из самых успешных краудфандинговых кинематографических проектов. В финальных титрах «28 панфиловцев» создатели указали всех, кто им помог, – титры шли минут двадцать…
Фильм «Танки» снимался уже при поддержке Министерства культуры, Российского военно-исторического общества и Министерства обороны – режиссер таки доказал перед «взрослыми организациями» право на свое слово в искусстве. И все же задор и молодая энергетика (Киму Дружинину 33 года), несмотря на поддержку солидных учреждений, в этом кино «прут» из всех щелей, особенно это ощущается на уровне визуальных и звуковых эффектов. Музыка, схемы чертежей, появляющиеся на начальных титрах, карта пробега, постоянно накладывающаяся на картинку, хронометраж (всего-то полтора часа) оставляют после просмотра ощущение чего-то легкого, забавного, даже игрового.
Впрочем, «Танки» — и очень советское кино. Зрители со стажем, увидев голую Аглаю Тарасову, входящую в воду, обязательно вспомнят «А зори здесь тихие». Глядя, как таинственные обитатели лесов, не принявшие советскую власть, осуществляют свою грабительски-спекулятивную деятельность, найдут аналогии со «Свадьбой в Малиновке», ну а в манере героев отстреливаться и убегать узнают любимых «Неуловимых мстителей». И самое главное: как и во многих советских фильмах, фашисты здесь показаны уродливыми придурками, разгуливающими в черных кожаных плащах. Моментами кажется, что авторы «Танков» даже вдохновлялись старыми киносказками про Кощея. Понятное дело, режиссер попытался выхватить из сознания зрительской аудитории – и молодой, и не очень — знакомые с детства архетипы, и такая работа с коллективным бессознательным весьма любопытна.
Помимо реального персонажа Михаила Кошкина, в «Танках» действует еще пара исторических личностей – курносый Сталин и суетливый маршал Жуков. Далекие от своих канонических образов, эти деятели, видимо, тоже «работают» на задачу «облегчения» истории. Кстати, изначально проект имел рабочее название «Увидеть Сталина», но то ли из-за политической конъюнктуры, то ли из-за громкого скандала с невыходом в прокат английского фильма «Смерть Сталина» решили не рисковать. В общем, в итоге молодежь получила фильм о войне, снятый на доступном ей языке. Возможно, посмотрев «Танки», кто-то заглянет в исторические книги и узнает о том, как проявил себя Т-34 в годы войны. Возможно, кто-то прочитает о трагической судьбе талантливого конструктора Михаила Кошкина, который испытывал свое изобретение, не обращая внимания на неудобства, проблемы со здоровьем, схватил в итоге сильную простуду и умер в возрасте 41 года… Возможно, кто-то задумается, вдохновится примером такого беззаветного служения Родине. И если это случится – значит, фильм «Танки» снят не зря.
Илона Егиазарова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ