Самое массовое орудие Красной армии – ЗиС-3
Артиллеристы называли эту пушку по-разному: «Зося», «Залп имени Сталина» или просто – «пушка Грабина». Официально это дивизионное орудие именовалось «76-мм дивизионная пушка образца 1942 года».
В марте 1941 года под официальным наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1941 г.» на вооружение РККА была принята противотанковая пушка конструкции Василия Гавриловича Грабина — ЗиС-2 («Вести ДОСААФ» № 8, 27 апреля 2019 года. — Ред.). Эта пушка на первоначальном этапе Великой Отечественной войны оказалась настолько мощной, что ее даже сняли с производства — в 1941 году это орудие просто не имело достойных целей. Правда, впоследствии разработка Грабина оказалась как нельзя кстати, когда у вермахта появились твердолобые «кошки» — танки Pz.VI «Тигр» и Pz.V «Пантера». Пригодился конструктив противотанковой ЗиС-2 и для создания новой дивизионной пушки калибра 76 мм. Работа над этим орудием в мае 1941 года велась Грабиным в порядке инициативы, без официального задания Главного артиллерийского управления Красной армии.
Конструктивно ЗиС-3 представляет собою наложение качающейся части от дивизионного орудия Ф-22УСВ на лафет пушки ЗиС-2. Значительная сила отдачи была компенсирована дульным тормозом, который с нуля, буквально за несколько дней, разработал конструктор КБ Иван Грибань. Также на ЗиС-3 был устранен важный недостаток Ф-22УСВ — размещение рукояток наводки по разные стороны ствола орудия, что позволило расчету из четырех человек выполнять только свои функции.
Проектирование орудия шло в тесном сотрудничестве со специалистами-технологами, конструкция сразу создавалась для массового производства. Упрощались и сокращались операции производства, продумывались технологическая оснастка и требования к материалам, вводилась их экономия, предусматривались унификация и поточное производство узлов. Все это позволило получить орудие, производство которого было почти втрое дешевле, чем Ф-22УСВ, при этом не менее эффективным.
До конца 1941 года Красная армия потеряла в боях с вермахтом почти 36,5 тыс. полевых орудий, из которых шестую часть составляли 76-мм дивизионные пушки всех моделей. «Больше пушек, больше пушек!» — требовали Наркомат обороны, Генштаб и Кремль. Ситуация становилась катастрофической. С одной стороны, завод имени Сталина, он же № 92, не мог обеспечить резкий рост производства уже стоящих на вооружении орудий — оно было весьма трудозатратным и сложным. С другой стороны, была готова технологически простая и пригодная к массовому производству ЗиС-3, но военное руководство не хотело и слышать о запуске новой пушки вместо выпускающихся.
4 января 1942 года на заседании Госкомитета по обороне Грабина ждал настоящий разгром. Все его аргументы в пользу замены довоенных дивизионных пушек на ЗиС-3 отметались. А на следующий день председатель ГКО позвонил Грабину со словами: «Вы правы… То, что вы сделали, сразу не понять и по достоинству не оценить. Больше того, поймут ли вас в ближайшее время? Ведь то, что вы сделали, это революция в технике. ЦК, ГКО и я высоко ценим ваши достижения. Спокойно заканчивайте начатое дело». И тогда конструктор еще раз рассказал Сталину о новой пушке и попросил разрешения показать ему орудие. Тот, как вспоминает Грабин, неохотно, но согласился.
Показ состоялся на следующий день в Кремле. О том, как он происходил, рассказал Василий Грабин в своей книге «Оружие победы»:
«Закончив осмотр, который длился несколько часов — за это время все ознакомились не только с механизмами, но даже и с некоторыми деталями, — Сталин сказал:
— Эта пушка — шедевр в проектировании артиллерийских систем. Почему вы раньше не дали такую прекрасную пушку?
— Мы еще не были подготовлены, чтобы так решать конструктивные вопросы, — ответил я.
— Да, это правильно… Вашу пушку мы примем, пусть военные ее испытают.
Многие из присутствовавших хорошо знали, что на фронте находится не меньше тысячи пушек ЗиС-3 и что армия оценивает их высоко, но об этом никто не сказал. Умолчал и я».
12 февраля ЗиС-3 приняли на вооружение. Но Грабин не случайно вспоминал о «тысяче пушек ЗиС-3», которые уже воевали к тому времени. Эти пушки были собраны, можно сказать, контрабандой: о том, что в сборке находятся не серийные образцы, а нечто новое, на заводе № 92 знали немногие. Единственную «предательскую» деталь — дульный тормоз, которого не имели другие выпускавшиеся пушки, — делали в опытном цеху, что никого не удивляло. А на готовые стволы, почти ничем не отличавшиеся от стволов к другим орудиям и лежащие на лафетах от ЗиС-2, их ставили поздно вечером, при минимальном количестве свидетелей.
ТТХ пушки ЗиС-3 образца 1942 года
Калибр – 76,2 мм; скорострельность – 25 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 680 м/с; дальность прямого выстрела – 820 м.; наибольшая дальность стрельбы – 13290 м; масса в боевом положении – 1200 кг.
В российских военных музеях стоит не один десяток экземпляров легендарной пушки ЗиС-3. На счету некоторых из них — тысячи километров, пройденных по дорогам Советского Союза и стран Европы, десятки уничтоженных танков и дотов и сотни — солдат и офицеров вермахта. И это совершенно не удивительно, учитывая надежность и неприхотливость этих пушек.
Сегодня в видеохронике военных конфликтов в Азии или Африке можно нет-нет да и заметить характерный силуэт ЗиС-3. Но для России эта пушка была и останется одним из главных символов Победы.
Сергей Волков, по материалам topwar.ru и других открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ