Швейная машинка Дегтярёва и револьвер с водяными патронами
Самый распространенный способ вести бесшумную стрельбу из огнестрельного оружия – использование глушителя, или, проще говоря, прибора бесшумной и беспламенной стрельбы (ПБС).
Такие приборы могут устанавливаться на пистолеты, автоматы и даже пулеметы. Первые устройства, ослабляющие звук выстрела, были запатентованы за рубежом еще в конце XIX века, но поначалу широкого распространения ПБС не получили.
Не остались в стороне и отечественные мастера оружейного дела. В СССР был создан один из первых серийных ПБС, получивший название «БраМит» в честь братьев Ивана и Василия Митиных.
«БраМит» для винтовки Мосина представлял собой стальной цилиндр длиной 147 мм и диаметром 32 мм. Стрельба велась специальным винтовочным патроном уменьшенной мощности с облегченной пулей. Дальность стрельбы из винтовки с ПБС братьев Митиных составляла порядка 300 метров.
В конце 30-х Иваном Митиным были сконструированы ПБС для пистолетов-пулеметов Токарева и Дегтярева, однако на вооружение они не поступили.
Также был разработан «БраМит» для пулемета Дегтярева ДП, испытания прибора, предназначенного для пулеметчиков партизанских отрядов и десантников, прошли в 1942 году. ПБС крепился на стволе ДП вместо штатного пламегасителя. В отчете об испытаниях было сказано, что при стрельбе из пулемета Дегтярева с глушителем звук напоминал работу швейной машинки. Глушитель для пулемета ДП был принят на вооружение РККА под названием СГ-ДП.
За годы Великой Отечественной войны было изготовлено несколько десятков тысяч ПБС для винтовок, их использовали бойцы разведывательных и диверсионных групп, вооруженные в том числе и снайперскими винтовками, а также партизаны, действовавшие в тылу врага.
Был разработан вариант ПБС и для револьвера Нагана образца 1895 года.
Глушитель обычно представляет собой пустотелый цилиндр, внутри которого находятся одна или несколько камер для отвода пороховых газов. Раскаленные газы в таком устройстве теряют скорость, расширяются и охлаждаются. Как правило, глушитель навинчивается на конец ствола по специально сделанной резьбе.
Но это все – дополнительное оборудование для установки на серийное оружие. Появились образцы стрелкового огнестрельного вооружения, изначально задуманные оружейниками как бесшумные и использующие иной принцип обеспечения бесшумности: пороховые газы после выстрела вообще не покидают канал ствола. Одной из таких конструкций стал бесшумный револьвер Евгения Гуревича, человека с непростой судьбой.
Главной составляющей бесшумного револьвера – или, как стали говорить впоследствии, комплекса стрелкового вооружения — стал патрон, изобретенный Гуревичем. Евгений Самойлович использовал в своем боеприпасе принцип отсечки пороховых газов в гильзе патрона. Гуревич применил следующее решение: пороховой заряд в гильзе закрывался специальным пыжом, в дульце гильз вставлялась втулка с пулей, а пространство между пулей и пыжом заполнялось водой. В момент выстрела стальной пыж выдавливал воду (как известно всем, кто не прогуливал уроки физики, она практически несжимаема), которая и разгоняла пулю в стволе револьвера. После этого пыж заклинивался внутри, запирая при этом пороховые газы в гильзе патрона. В итоге ударная волна при выстреле отсутствовала, выстрел получался практически бесшумным.
Для стрельбы бесшумным патроном Евгений Гуревич разработал два однозарядных пистолета калибра 5,6 и 6,5 миллиметров. В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки как конструкции пистолетов, так и боеприпасов, но конструктор не оставил проект.
Следующим образцом для стрельбы бесшумными «патронами на принципе гидропередачи» Гуревича стал пятизарядный револьвер калибра 7,62 мм с ударно-спусковым механизмом (УСМ) двойного действия. Одним из недостатков первых боеприпасов было использование воды. Как нам известно, а для остальных – напомним, при нормальном атмосферном давлении 760 мм ртутного столба вода при 0° C имеет обыкновение переходить в агрегатное состояние под названием «лед» — замерзать. Что делало выстрел невозможным. Эта проблема была решена: вода была заменена на незамерзающую смесь спирта и глицерина.
Барабан револьвера конструктор выполнил съемным: ось барабана револьвера выкручивалась, что позволяло относительно быстро заменить отстрелянный барабан на снаряженный или в случае, если в первом раздутые гильзы вдруг застряли в каморах.
ТТХ бесшумного револьвера Гуревича
Калибр – 7,62 мм; емкость барабана – 5 патронов; начальная скорость пули – до 239 м/с; УСМ – двойного действия.
Револьвер Гуревича, внешне довольно неуклюжий и громоздкий, был отправлен на сравнительные испытания, «соперником» выступил револьвер Нагана с глушителем «БраМит». При проверке выстрелов на слышимость (а подслушивали с 40 шагов) звук стрельбы из нагана с ПБС был похож на отдаленный выстрел из мелкокалиберной винтовки. Выстрел же из револьвера Гуревича был гораздо слабее и вообще не похож на звук выстрела — наблюдатели расслышали только удар пули в мишень. К тому же точность и кучность — немаловажные характеристики огнестрельного оружия — у револьвера Гуревича были выше, чем у нагана.
Отдельному испытанию заморозкой подверглись боеприпасы револьвера, которые показали, что скорее замерзнет сам стрелок, чем патроны с чудесной смесью спирта и глицерина: боеприпасы сохраняли работоспособность при температуре до -75 градусов, а револьвер продолжал стрелять безотказно, чего нельзя сказать о нагане с «БраМитом».
По итогам полигонных испытаний ГАУ была заказана партия в 50 револьверов и 5000 патронов к ним для передачи их на курсы «Выстрел» и в специальные части РККА.
Однако по окончании войны интерес к системе Гуревича был утрачен, армии требовалось более легкое и компактное оружие.
Тем не менее сама идея использования в бесшумном оружии принципа отсечки пороховых газов получила второе рождение. Впоследствии были разработаны специальные боеприпасы, такие как СП-2, СП-3, СП-4, применяющиеся в стреляющем ноже разведчика НРС, бесшумном малогабаритном пистолете МСП, пистолете бесшумной стрельбы ПСС – оружии спецподразделений.
Сергей Волков, по материалам topwar.ru и других открытых источников.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ