Николай Ушмаев: Все мы жили очень дружно
Заслуженный мастер спорта СССР, двукратный абсолютный чемпион мира по парашютному спорту (1974, 1980), трехкратный чемпион СССР Николай Ушмаев, совершивший более 13 000 прыжков и установивший 32 мировых рекорда, — один из самых известных советских спортсменов в классическом парашютизме.
Заниматься парашютным спортом начал в кружке Ставропольской средней школы № 9. В официальных соревнованиях выступал за Грузинскую ССР, проходя армейскую службу в Тбилиси. Стал инициатором освоения параплана в СССР.
Последние годы Николай Павлович живет в Америке вместе со своей женой Людмилой Петровной, помогают воспитывать внуков. Пока не ввели ограничения из-за пандемии, супруги регулярно приезжали в родной Ставрополь, где встречались с молодежью, делились опытом парашютных прыжков. Кстати, Людмила Ушмаева тоже бывшая парашютистка. Молодые люди познакомились в грузинском аэроклубе ДОСААФ, который располагался на аэродроме в Болниси.
В этом году Николаю Ушмаеву исполнилось 75 лет, но события молодости он помнит хорошо:
— Мне приятно вспоминать мои молодые годы, когда мы жили и выступали в закавказских республиках. Мы там активно занимались спортом, изучали новую матчасть, испытывали парашюты. Я 25 лет прожил в Тбилиси, служил сначала в ВДВ, потом в войсках ВВС, попутно занимаясь парашютизмом и выступая в военных соревнованиях и в турнирах, которые организовывал ДОСААФ СССР.
В то время понятие «дружба народов» было наполнено настоящим смыслом. Все мы жили очень дружно — и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и русские. Никто никогда не акцентировал внимание на национальности. Мы вместе служили, вместе отдыхали, проводили время, играли свадьбы. На соревнования приходило много зрителей, которые тоже очень доброжелательно принимали спортсменов, болели за всех, аплодировали прыжкам и создавали очень теплую дружескую атмосферу.Мы часто ездили на соревнования в Кировабад, тренировались в Шамхоре, Далляре — там были аэродромы и вся инфраструктура для парашютизма. Хорошая прыжковая база была в Телави, куда съезжались спортсмены со всего Закавказья.
Парашютный спорт был в то время очень популярен в этих республиках. Все хотели проверить себя на смелость, выносливость, решительность, потому стремились прыгать. В нашем парашютном кружке была особая сплоченность, единство духа, братство. Это очень приятные чувства, которые запоминаются на всю жизнь.
Поскольку я был военнообязанным, то выступал за сборную ВВС, но когда был не задействован в военных соревнованиях, то часто выступал за сборную
ДОСААФ Грузинской ССР. В то время так разрешалось.
Тогда в клубах страны была построена очень хорошая инфраструктура — было много самолетов, парашютов, условий для развития спорта. Конечно, у военных было очень много возможностей и практически неисчерпаемый материальный ресурс, но и советский ДОСААФ очень хорошо финансировали. Потом, правда, всё это пришло в упадок, но я внимательно слежу за ДОСААФ и очень рад, что находятся, наконец, средства на его развитие и
возрождение.
Марина Орлова.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ