Михаил Герасимов: Это был настоящий триумф советских спортсменов
Интересно, что многие выдающиеся спортсмены попадали в планерный спорт совершенно случайно. По крайней мере, так они сами признаются в приватной беседе. Изначально у них было желание летать на самолетах, но потом по разным причинам они попадали именно в планерное звено своих аэроклубов. Впрочем, о таком повороте судьбы они никогда не жалели.
Такая история произошла с Михаилом Герасимовым, чья планерная слава пришлась на середину 70-х — начало 80-х годов XX века. Блестящие победы на региональных соревнованиях позволили ему войти в состав сборной России, выступать за страну на международных соревнованиях.
Сегодня Михаил Владимирович Герасимов — кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией физико-химических исследований планет в Институте космических исследований РАН. Он давно не летает на планере, но связи с летающим сообществом не теряет, более того — многие дружеские контакты с тех времен бережно хранит в своем сердце.
— В годы моей юности все, кто хотел летать, в первую очередь думали про самолеты или про парашюты. Информации про планеры и в советское время было немного. Так совпало, что после поступления на физтех я сразу же отправился в 1-й Московский городской аэроклуб ДОСААФ — записываться на самолетное отделение. Но там мне сказали, что запись окончена, набор прошел — приходите в следующем году. Я, конечно, приуныл. Но друг подсказал, что летать можно и на планерах, во 2-м Московском аэроклубе ДОСААФ. Идея мне понравилась, благо клуб был недалеко от места учебы.
— Откуда возникло желание летать?
— Сказать сложно, но я помню, что оно у меня было с детства. Причем никто меня не уговаривал, не агитировал, не заставлял — просто хотелось летать. Будучи школьником, я прошел через парашютное звено, память о котором осталась самая добрая. Тогда к подготовке подходили очень серьезно — прежде чем прыгнуть с парашютом, надо было пройти целый обучающий курс. Не так, как сейчас: легкий инструктаж — и вперед.— Как вы думаете, какими словами можно привлечь ребят к полетам на планере?
— Словами, наверное, никакими. Кроме того, если предлагать бесплатное обучение, как это делает Верхнехавский АТСК «Сапсан» ДОСААФ России в Усмани, то это тоже путь в никуда, поскольку все бесплатное имеет очень низкую ценность. За обучение нужно брать небольшие деньги — это дисциплинирует.
Пытаюсь сейчас вспомнить свои детские и юношеские годы и понимаю, что это увлечение жило внутри меня. Мне была интересна тема авиации, тема полетов, я читал очень много книг, смотрел фильмы и мечтал летать. Вообще, в те времена вектор жизни был немного другой — все понимали, что нужно учиться, стремиться получить хорошее образование, состояться в какой-то достойной профессии. Мальчишки хотели быть космонавтами, моряками, учеными, полярниками — мечтали заниматься созидательной деятельностью. И уж точно никто не рвался стать чиновником или торговцем.
— И все же, какими аргументами вы бы убеждали современную молодежь прийти в аэроклуб?
— Да никакими. Единственный действенный аргумент на сегодня — это, наверное, получение авиационной специальности с высокой зарплатой. Полеты на планере имеют огромное значение для летного профессионализма, но скорее это увлечение для души. В нашем же детстве мы понимали, что во взрослой жизни нужно будет зарабатывать деньги, но этот фактор никогда не был главным при выборе профессии.
— Давайте вернемся к вашей биографии. Итак, когда вы оказались в аэроклубе?
— Это случилось в 1972 году, но я попал в аэроклуб не в самый удачный момент — там тогда разбилась Тамара Новосельцева.
Довольно долго не было полетов, все были немного растеряны, график скомкан. Но удивительной аэродромной атмосферы было не отнять — мы жили в палатках, посередине стоял небольшой стол, а на нем трехлитровая банка с кипятильником… Под неторопливое заваривание чая мы слушали разговоры бывалых летчиков. Невероятно теплые воспоминания.
Не знаю, сработает ли такой сценарий сегодня, но на меня эти вечерние задушевные беседы производили огромное впечатление. И были лучшим мотиватором — хотелось влиться в семью пилотов, стать ее частью.
— На каком планере вы учились летать?
— На «Бланике». Инструктором у меня была Татьяна Дмитриевна Павлова. Правда, самостоятельно я вылетел только на следующий год, а еще через год начал летать по маршрутам. А потом аэроклуб переехал в Пахомово, и очень много времени и сил мы потратили на то, чтобы освоить территорию — всё делали своими руками: сами облагораживали площадку, вместо полетов строили казармы, сажали деревья… В небо удавалось подняться часа в 4 дня и ненадолго.
— Как развивалась ваша спортивная карьера?
— Моя спортивная карьера началась в 1977 году на чемпионате Москвы очень удачно — я стал чемпионом 1-го упражнения. Кстати, это стало моим фирменным знаком — практически на всех первых соревнованиях нового уровня я выигрывал первое упражнение.В 1979-м стал абсолютным чемпионом Москвы, и меня направили на Всесоюзные соревнования в Литву, где я снова выиграл первое упражнение. И когда в 1981 году в составе сборной впервые поехал в Венгрию на международные соревнования, на первенство соцстран — тоже стал чемпионом в первом упражнении.
Это был настоящий триумф советских спортсменов — команда стала первой, что было, признаться, редкостью. Золото обычно брали то поляки, то чехи, то венгры. А в том году удачно выступили планеристы и в открытом классе (Антон Рукас и Олег Пасечник), и в стандартном (Владимир Извеков и я).
Параллельно спортивной жизни я продолжал учиться в институте, поступил в аспирантуру, вел теоретические занятия в аэроклубе. Позже начал работать в Институте космических исследований. А когда в 1986 году передо мной встал выбор: наука или полеты, было сложно совмещать, я выбрал первое.
Но на память о спортивной карьере остались награды — в 1982 году в Орле стал абсолютным чемпионом соцстран, в 1985-м выиграл Кубок СССР имени С. П. Королёва, был неоднократным чемпионом СССР по упражнениям.Летали мы в основном в стандартном классе на «Янтарях» — с картой и фотоаппаратом. В те времена не было гаджетов, поэтому полет был в своем прекрасном первозданном виде.
— Вы знали всю элиту планерного спорта полувековой давности. Кто, на ваш взгляд, обладал природным чутьем, планерным талантом?
— Я бы выделил Антона Рукаса. Но не потому, что он видел потоки третьим глазом. У него была особая устойчивость психики, которая позволяла ему очень хорошо и ровно выступать на всех соревнованиях — без оглядки на прежние победы и высоты. Это редкое свойство. У меня его не было — я мог проиграть сам себе.
— Давно уже не летаете?
— Давно, лет 30 уже. Хотя посади меня сейчас в планер — полечу легко. Такие навыки не забываются…
Марина Калинина.
Фото предоставлены Михаилом Герасимовым.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ