Почему хороший самолет Ту-2 опоздал на войну?
В 1937 – 1938 годах в авиационных странах у авиаконструкторов появилась тенденция постройки пикирующих бомбардировщиков. Для них не прошло незамеченным, что немецкий самолет Ю-87 в начале 1938 года в гражданской войне в Испании эффективно применялся для бомбежки с пикирования.
Видимо, исходя из этого, авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972), находившийся тогда под арестом, 14 января 1938 года изложил в письме свои предложения о постройке самолета-пикировщика. Туполев писал, что самолет будет иметь два мотора, скорость не менее 500 км/час, дальность 1,5 тысячи км. Меткость с пикирования возрастет в не-сколько раз.
Предложение Туполева было принято не сразу. Только в апреле 1939 года ему была предоставлена возможность набрать из числа арестованных специалистов конструкторский коллектив и построить самолет. Проект получил официальное название – «ПБ» (пикирующий бомбардировщик).
Самолет представлял собой высокоплан с двухкилевым оперением. Первый прототип, успешно облетанный 29 января 1941 года, имел моторы АМ-37 (1400 л. с.). Второй прототип был облетан 18 мая 1941 года. Он имел те же моторы, но другие кабины экипажа (по просьбе военных экипаж увеличили с трех до четырех человек – добавили верхнего стрелка). Полученные в ходе испытаний высокие данные (скорость 630 км/час и дальность более 2000 км, возможность продолжения полета на одном двигателе) позволили рекомендовать самолет к принятию на вооружение и запуску в серийное производство. Но в серию машину запустить не успели из-за проблем с двигателями АМ-37 и начала войны. За удачный самолет Туполева 21 июля 1941 года от дальнейшего отбытия наказания освободили со снятием судимости, а самолет назвали Ту-2.
Вместо АМ-37 Туполев решил поставить двигатели воздушного охлаждения М-82. Ту-2 с двигателями М-82 (1700 л. с.) впервые поднялся в воздух 15 декабря 1941 года. Выпуск серии Ту-2 начался с марта 1942 года на Омском заводе № 166. Успели выпустить 79 машин.
Почему приостановили выпуск Ту-2? Может, это и правильно с точки зрения военного искусства. Ту-2 был оружием наступательным, а нам нужно было обороняться: шел 1942 год – отступаем к Северному Кавказу, немцы у Сталинграда. Нужны были истребители.
Авиаконструктор А. С. Яковлев, самолеты которого Як-7 и Як-9 вытеснили со 166-го завода в серийном производстве Ту-2, ссылается на Сталина, который о Ту-2 сказал: «Пускать в серию новую машину сейчас, во время войны, – это авантюра. Вот через некоторое время подтянемся с количеством по другим самолетам, тогда и к этому вопросу вернемся».
Однако А. Н. Туполев не сдавался. Он пошел к А. Е. Голованову, командующему Авиацией дальнего действия. Позже Голованов написал: «Разговор зашел о фронтовом бомбардировщике Ту-2 и о возможности его применения в Авиации дальнего действия. <…> Я решил, что надо об этом поговорить со Сталиным.
Вскоре я был в Кремле. Доложил Верховному о своих делах, и на вопрос, что нового, передал о своей беседе с конструктором и его предложении использовать этот самолет в АДД.
Верховный Главнокомандующий заинтересовался такой возможностью и спросил, что для этого нужно.
Доложив характеристики Ту-2, я высказал мнение, что без второго летчика самолет для АДД не подойдет, так как боевая работа на Ил-4, тоже с одним летчиком… многочасовое, без какого-либо отдыха, пребывание в воздухе на этом самолете сильно утомляет летчика. Сталин с этим согласился».
Но Туполев продолжал совершенствовать свой самолет, и в 1943 году вышел в свет новый образец Ту-2С (стандартный). На нем стали применять улучшенные двигатели АШ-82ФН (1850 л. с.). Самолет Ту-2С имел бомбовую нагрузку 3000 кг. При нагрузке в 1500 кг имел дальность более 2000 километров, тогда как Ил-4 на то же расстояние мог донести всего лишь одну тонну бомб. По скорости Ту-2 перекрывал Ил-4 на 140 км/час (550 против 410 км/час).
Летчик и военачальник М. М. Громов пишет: «Фашисты держали свою авиацию, особенно бомбардировочную, большими соединениями на аэроузлах, сильно защищенных зенитной артиллерией, иногда прикрытыми и истребителями. Они могли себе это позволить, так как дальность их бомбардировщиков превосходила дальность Пе-2. Наш отличный бомбардировщик Ту-2 по неизвестным мне причинам появился на фронте лишь в самом конце войны. Я сам летал на Ту-2 с большим удовольствием. Характеристику этого самолета я предоставил начальству, в том числе и А. И. Шахурину (наркому авиапромышленности. – С. Е.). Пе-2 был с недостатком: его посадочный угол был немного больше, чем критический угол атаки крыла. Поэтому посадка не могла производиться точно на три точки. В последний момент приземления самолет раньше времени «проваливался».
Тут сделаем небольшое отступление. В СССР в 1944 году был сформирован из французов бомбардировочный полк «Лангедок», вооруженный Пе-2. Из-за сложности самолета половина экипажей так и не смогли его освоить, до окончания войны полк так и не стал боеготовым. Французы по-тихому уехали, не научившись летать на Пе-2. Кстати, американцы тоже неудачно пробовали летать на Пе-2. Сделав несколько поломок при посадках, они были отстранены от его пилотирования. Пе-2 имел репутацию жесткого приземления, а также «отскока» при посадке. Конструкция крыла Пе-2 была оптимизирована для работы на большой высоте за счет снижения подъемной силы на малой высоте, что привело к «тяжелым» взлетно-посадочным характеристикам. Требовалось значительное усилие, чтобы поднять рули высоты и повернуть самолет для взлета. В 587-м женском бомбардировочном полку взлет на Пе-2 часто выполнялся совместными усилиями женщины-пилота и женщины-штурмана.
В феврале 1943 года командующий ВВС А. А. Новиков написал Сталину отчет, в котором обратил внимание на необходимость создания нового самолета-бомбардировщика вместо существовавшего Пе-2 с ограниченным (450 км) радиусом действия. Указывалось, что при координации действий авиации двух-трех фронтов нет возможности из-за малого радиуса действия Пе-2 использовать бомбардировщики, базирующиеся на одном фронте, для ударов по объектам соседнего фронта.
Однако не будем слишком строги к Пе-2 и его конструктору. Этот пикирующий бомбардировщик был переделан из высотного истребителя ВИ-100 за полтора месяца по приказу сверху. Авиаконструктор В. М. Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года. Наверняка он бы устранил недостатки своей «сырой» машины в ходе войны.
Только в августе 1943 года был подписан акт о войсковых испытаниях Ту-2С. Прочитав этот акт, И. В. Сталин был удивлен и решил обсудить бомбардировщик с А. И. Шахуриным, который вспоминал об этом так:
«Сталин сказал:
– Оказывается, хвалят машину. Вы читали?
– Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько упреков я от Вас получил.
– И все-таки Вы неправильно поступили, – вдруг сказал Сталин.
– В чем?
– Вы должны были жаловаться на меня в ЦК.
Сказал и пошел дальше по кабинету, попыхивая трубкой. В ЦК на Сталина, как нетрудно догадаться, не жаловался никто».
В целом за годы войны удалось сделать 764 Ту-2. Первыми применили самолеты Ту-2 летчики 132-го бомбардировочного авиаполка в 1942 году. Было выполнено 25 боевых полетов, в ходе которых самолет показал убедительное превосходство над находившимся на вооружении бомбардировщиком Пе-2.
Ситуация начала меняться в 1944 году, с разворачиванием серийного выпуска Ту-2С. В конце 1944 года на советско-германском фронте действовали две дивизии на Ту-2С. Для участия в войне против Японии было переброшено два бомбардировочных авиакорпуса, вооруженных Ту-2С. В них насчиты-валось 287 машин.
По мнению экспертов, Ту-2 по вооружению, дальности полета, потолку и скорости был лучше немецкого «Юнкерса» Ju-88 и американского В-25 «Митчелл». Авиационный специалист Билл Ганстон не жалеет хвалебных эпитетов в описании Ту-2. Он отмечает и выдающуюся конструкцию бом-бардировщика, и службу машины в нескольких войнах. И удивляется, почему в СССР самолет так мало воевал во Вторую мировую войну.
Заметим, что в Китае Ту-2 стоял на вооружении до 1982 года. У нас – до 1952 года. Самолеты Пе-2 и Ил-4 были сняты с вооружения сразу по окончании войны.
Сергей Елисеев.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ